Когда наши дороги станут безопасными? Когда наступит такое время, что в Ангарске можно будет ходить по «зебре» и тротуарам, не боясь попасть под колеса мчащихся машин? 31 марта неустановленная машина сбила 9-летнего ребенка на пешеходном переходе на улице Энгельса. Теряющего сознание мальчика водитель отвез не в больницу, а по указанному им адресу дедушки. Тот успел вовремя вызвать домой «скорую помощь» и тем самым спас жизнь внуку. Водитель, не оказавший юному пешеходу помощь и скрывшийся с места ДТП, до сих пор находится в розыске. До сих пор не найдена девушка, управлявшая белой «Тойотой-Короллой», которая 20 марта на улице Чайковского сбила насмерть на пешеходном переходе врача «скорой помощи» 68-летнюю Валентину Евдокимову. С начала этого года на дорогах Ангарска погибли 8 человек.
На вопросы о дорожной безопасности нам ответил инспектор отдела пропаганды Ангарской ГИБДД Дмитрий Авраменко.
– Восемь погибших за три месяца – это для нашего города норма?
– Гибель людей не может быть нормой, но, как показывает мониторинг, нынешняя статистика пострадавших остается на уровне всех последних лет. К примеру, за аналогичный период прошлого года в Ангарске в ДТП погибли 9 человек. Всего же с начала этого года в районе было зарегистрировано 985 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 60 человек, из них 6 детей.
– Самыми уязвимыми остаются пешеходы. Несмотря на обвинения водителей в дорожной неграмотности пеших участников движения, больше всего страдают именно бесколесные.
– Да, это так. На сегодняшний день мы уже имеем 47 фактов наездов на пешеходов. Причем только в половине случаев усматривается вина самих пешеходов. Причина таких ДТП, как правило, превышение скоростного режима автомобилистами, выезд на встречную полосу, несоблюдение очередности движения. И все разговоры о том, что даже в случае установления виновности пешехода уголовную и административную ответственность за случившееся будет нести водитель, малоэффективны. Нужно повышать общую культуру поведения – одними устрашениями делу не поможешь. Среди самых распространенных нарушений, допускаемых пешеходами, нужно отметить переход улицы в неустановленном месте и в состоянии алкогольного опьянения.
– Вот вы назвали одной из главных причин ДТП превышение скорости. Но сами водители часто винят плохое состояние дорог.
– Нынешней зимой мы получили достаточно большой процент аварий, причинами которых стало неудовлетворительное состояние дорожного полотна, а именно – сужение проезжей части, гололед. Как известно, наши дороги никогда не отличались высоким качеством, но в этот раз они сыграли злую шутку с десятками автомобилистов.
– Давайте поговорим о детском травматизме. В предыдущих публикациях специалисты вашего отдела рассказывали о проводимой профилактической работе среди несовершеннолетних, о тематических акциях, о работе юных инспекторов дорожного движения. Тем не менее случаев травмирования на улицах города самых юных участников дорожного движения не становится меньше. В чем вы видите причину этого?
– Дети стали более грамотными, многие из них знают правила безопасного поведения на дороге. А вот водители по-прежнему демонстрируют халатное, преступное поведение по отношению к пешеходам. Мы приходим в школы, объясняем детям, что переходить дорогу можно только по «зебре» и только на зеленый сигнал светофора. А в итоге получаем такие ДТП, как 31 марта на улице Энгельса. 9-летний мальчик сделал все верно, но сбивший его водитель нарушил целый ряд важнейших правил и теперь находится в бегах. Советуем родителям учить своих детей переходить дорогу при отсутствии движущихся поблизости машин. Но, как понимаете, в городских условиях это не всегда выполнимо. Ну а среди последних профилактических акций хотелось бы отметить мероприятие, которое носило звучное название «Береги меня, папа!». 3 апреля сразу в нескольких точках города с нашими инспекторами работали ЮИДовцы, которые объясняли взрослым людям, находившимся за рулем машины и нарушившим правила движения, необходимость безопасного поведения на дороге. Ребятишки раздавали автомобилистам рисунки на дорожную тематику. Незадолго до этого мы попросили воспитанников детских садов нарисовать себя на дороге и все, что они видят при переходе улицы. Эти 300 рисунков и стали главными пропагандистскими материалами прошедшей акции. Возможно, кого-то эти рисунки заставят задуматься о своем поведении на дороге.
– Я знаю, что еще два детских рисунка рассматриваются в ГИБДД как вариант социальной рекламы. Расскажите об этих работах.
– Один рисунок носит название «Ангел мой, иди со мной!», его нарисовала ученица школы №23 Катя Сташкова. Не надо быть психологом, чтобы глядя на него понять – ребенок боится переходить дорогу один, он нуждается в помощи, просит о ней. Вторая работа (автор 8-летняя Мария Янцева, школа №7) призывает водителей не гонять по дорогам. Мы планируем сделать их основой для баннеров и разместить в качестве наружной рекламы в придорожных зонах. Пока этого сделать не удается из-за отсутствия необходимых средств. Ищем частных спонсоров, которые смогут профинансировать такой социальный заказ.
– Если вернуться к теме ДТП, то хотелось бы узнать, проводится ли анализ самых аварийных участков? Где в Ангарске чаще всего происходят аварии?
– Согласно мониторингу, самыми аварийными являются такие улицы, как Чайковского, Коминтерна, Ангарский проспект. В последнее время немало дорожных происшествий случается в ранее считавшихся относительно безопасными внутриквартальных проездах. Имеются данные об аварийно опасном времени суток. Как показывает анализ случившихся ДТП, чаще всего автостолкновения и наезды на пешеходов в Ангарске происходят с 8 до 9 часов утра, а также с 14 до 15 и с 17 до 18 часов. Больше всего аварий регистрируется в среду и пятницу.
– Ангарских автомобилистов волнует новость об установлении на дорогах приборов видео- и фотослежения. Теперь попасться на нарушении можно в отсутствие инспектора ДПС. Насколько эффективна такая система дорожного надзора?
– Очень эффективна! Если на начальном этапе работы этих приборов (в начале марта этого года) выписывалось в среднем по 10 постановлений об административном наказании, то теперь инспектор по исполнению административного наказания, основываясь на данных видео- и фотофиксаторов, оформляет по 60 протоколов за одну смену! На имя владельца авто приходит конверт со вложенной в него копией постановления, а также с фотоизображением машины в момент совершения нарушения ПДД (по большей части это превышение скорости) и квитанцией с реквизитами. Еще раз обращаю ваше внимание, что в данных случаях постановление о наложении наказания выписывается владельцу транспортного средства независимо от того, был он в этот момент за рулем или нет. Доказать свою непричастность к совершению правонарушения он может только в судебном порядке. Так что выписывайте доверенности на управление и продажу авто с осторожностью. Если же говорить в общем о статьях нарушений, то с начала этого года наши сотрудники выявили 23089 нарушений, в том числе 7868 случаев превышения скорости, случаев управления машиной в состоянии алкогольного опьянения – 429, нарушения правил пользования ремнем безопасности – 929, штрафные санкции применены в отношении 4800 пешеходов.
– Ну и последнее. Сейчас все чаще в прессе говорят о расформировании службы ГИБДД. Кто будет следит за порядком на дорогах?
– Скорее, речь идет о реорганизации структуры ГИБДД. Более подробной информацией владеют руководители УВД. Насколько мне известно, ближайшие перемены коснутся службы технического осмотра транспортных средств. Эти функции планируется передать в частные руки. Насколько эффективной окажется такая мера, покажет время.