Прошло ровно 15 лет с тех пор, как в Ангарске зазвучали голоса солистов образцовой вокальной группы «Мелодия». Их не раз слышали в Москве, Сочи, Ялте, Анапе и других городах России, а также за ее пределами. За полтора десятка лет вокалисты «Мелодии» не раз становились лауреатами всероссийских конкурсов и фестивалей. Их юбилейный концерт под названием «Частицы мы мелодии живой» состоялся 11 февраля во Дворце культуры нефтехимиков, куда коллектив перебрался из ДК «Современник» с полгода назад. Об истории группы и достижениях своих воспитанников нам рассказала бессменный руководитель «Мелодии» Неля Агафонова.
– Неля Васильевна, с чего всё начиналось? И откуда пришло название – «Мелодия», которое так подходит вашему коллективу?
– Начиналось с обычного вокального класса в ДК «Современник», где я учила петь детей, которым это нравилось. Тогда в Ангарск приехал Геннадий Заволокин, и мы вместе с ним отправились на теплоходе по Байкалу, подготовив шуточную русскую народную песню «Комара муха любила». Геннадий Дмитриевич попросил разучить с ребятами песню «По Ангаре», что мы и сделали за два с половиной дня, а после съемок спросил, как называется наш ансамбль. Сказала первое, что пришло в голову: «Мелодия». Оказалось, название очень подходящее, и мы решили его не менять. Хотя ансамбля-то как такового не было, были солисты вокального класса, которому в силу обстоятельств пришлось стать ансамблем. Это был самый первый состав: Олеся Шевчук, Юлия Борисова, Маша Кирпичова, Надя Петрова...
– Надя спела несколько песен на юбилейном концерте «Мелодии». Она решила связать свою жизнь с музыкой?
– Ей надо петь, у нее есть для этого все данные. В 7 лет на международном вокальном конкурсе в Тунисе она получила титул «Маленькой принцессы» – далеко не последний в списке ее наград. Когда ей исполнилось 13, мы ездили прослушиваться в Москву к президенту фонда имени Ирины Архиповой профессору Виктору Моисееву. Московские педагоги тогда сказали: «У нас в Москве так детей не учат. Было бы ей 16 лет – ее бы прямо сейчас приняли в ГИТИС без экзаменов». Однако, несмотря на то, что Надю все называли готовой актрисой оперетты, с ГИТИСом у нее не сложилось. Сейчас она осваивает академический вокал в Российском государственном социальном университете в Москве. Кстати, кинооператор Евгений Корзун сейчас готовит о Наде и о «Мелодии» передачу из цикла «Письма из провинции». Фильм он начал снимать лет десять назад, когда Наде было 7 лет. Она не единственная, многие ребята из моей группы продолжают учиться вокалу, выступают на российских сценических площадках профессионально, решили посвятить себя музыке.
– Вы воспитываете вокалистов по какой-то особой системе?
– Дети ко мне приходили разные. В класс я брала тех, кто не перевирал мелодию. Если ребенок не умеет интонировать, тут уже ничего не сделаешь. Если есть слух и ребенок правильно интонирует, то сделать можно все. В том числе и наработать вокальные данные. Главное – чтобы они освоили азбуку пения: умели правильно дышать и артикулировать. Все остальное в ходе работы добавится. Я стараюсь дать своим ученикам академическую вокальную основу. С ней они смогут петь и в академической, и в эстрадной манере.
– А как подбираете репертуар для своих солистов? Насколько я могу судить, песни, прозвучавшие на концерте, можно отнести к «золотому фонду» мировой эстрады.
– Найти для ребенка правильный репертуар очень важно. Даже для самых маленьких (одной из наших солисток, Вике Кузнецовой, за день до концерта исполнилось 5 лет!) я стараюсь подбирать песни, которые им что-то могут дать в духовном и общеобразовательном плане. Это не тот репертуар, который чаще всего разучивают в детских садах. Они должны мыслить и развиваться, входить в этот мир посредством музыки, пения. Курс музыки в школе, как правило, только знакомит ребенка с мировой музыкальной культурой. Я считаю, что ребенок не все должен петь, что он слышит сегодня с эстрады. Мои воспитанники на концертах легко могут разграничить «свою» и «не свою» музыку.
– Вы говорите: «Вокальные данные можно наработать». Значит ли это, что ребенок, у которого нет хорошего голоса, но есть музыкальный слух, может стать певцом?
– Голос – это инструмент, им просто надо научиться пользоваться. А у нас этого зачастую не умеют даже преподаватели. Ребенок рождается, кричит – и никогда голос не срывает. Потому что от природы умеет правильно извлекать звук. А что происходит, когда он приходит в ясли? На музыкальных занятиях одни интонируют чисто, другие хуже. В итоге первые вынуждены присоединиться к общему хору, они отучаются от правильного звукоизвлечения, и их вокальные данные нивелируются в этой среде. То же самое происходит в саду, в школе. Шансы быть замеченным и правильно обученным есть, если одаренному ребенку повезет попасть к музыкальному работнику – фанатику своей профессии, а не урокодателю. Я считаю, что музыкальных детей надо «вести» с яслей и воспитывать в особых условиях. Понятно, что у нас это практически невозможно...
– А вы сами когда поняли, что музыка, пение – это ваше?
– Страшно даже сказать, как давно это было! Я как раз выросла в особой среде. У меня родня вся музыкальная – несколько поколений с материнской и отцовской стороны. Даже академики, медики – все владели музыкальными инструментами и пели. Когда собирались всей семьей – какое было многоголосие! Это природное, от него не уйдешь. Поэтому и я начала петь в 8 месяцев – еще до того, как научилась разговаривать. Очень чисто выводила мелодию «Синего платочка». Когда уже училась в школе – выходила в огород и пела там все, что слышала по радио. Сама училась в политехническом институте, и в госуниверситет поступила – сильна в математике. Мне, в общем, все удавалось, но пение – это моя жизнь, это как воздух. Я закончила Иркутское музыкальное училище по специальности «Хоровое дирижирование» – с детства мечтала стать дирижером, вставала перед зеркалом и «дирижировала». Где бы я ни работала – всегда организовывала самодеятельность, сама пела. И сыновья у меня тоже музыкально одаренные. Старший, правда, музыкой профессионально не занимается, сейчас живет и работает в Москве, а младший стал музыкантом. В концерте у нас звучал гимн «Мелодии» на слова ангарской поэтессы Ольги Гизатуллиной и музыку Дмитрия Агафонова.
– Поделитесь своими планами.
– Юбилейный год вообще – беспокойное дело. Самое важное мероприятие у нас будет в октябре 2012 года. Вокальная группа «Мелодия» неоднократно становилась лауреатом вокальных конкурсов Детского Всероссийского фонда. В этом году фонду исполняется 20 лет, и нас пригласили в Москву принять участие в юбилейном концерте. Готовим для него два номера. В ближайших планах – учить детей музыкальной грамотности, театрализованной песне.
Беседовала Олеся Павлюченко