Так уж получилось, что фильм «Хатико», ставший событием прошлого года в киномире, я посмотрела только сейчас. Конечно, известную японскую историю собаки, которая на протяжении 10 лет верно ждала на вокзале своего умершего хозяина, я знала давно. Но ее киновоплощение с Ричардом Гиром в главной роли довелось увидеть несколько дней назад. Замечательный фильм – светлый, наполненный, и слезы после его просмотра льются светлые, очищающие душу. Его просмотр – это урок доброты, повод задуматься о вечных ценностях, остановиться на минуту в суетном беге, чтобы оценить все самое дорогое, что вы имеете. Как вы понимаете, я имею в виду не материальные ценности.
Почти все знакомые, которым я рекомендовала посмотреть «Хатико», сразу спрашивали меня: «Эта та самая слезоточивая история с плохим концом? Наверное, фильм хороший, но так не хочется расстраиваться…» Как мы все-таки любим себя, как жалеем и щадим. Нам больно быть добрыми и сострадательными. Нам страшно тревожить свою душу. Но это кино не тревожит душу, а воспитывает.
История Хатико уходит корнями в 1924 год, когда профессор токийского университета Хидесамуро Уэно привез щенка особой «королевской» породы акита-ину в Токио. Хатико каждое утро провожал его от парадной двери дома и каждый вечер встречал на станции Сибуя. Так продолжалось изо дня в день вплоть до 1925 года, когда с профессором случился удар. Но Хатико не знал о смерти хозяина и продолжал ждать. Чтобы поддержать пса, многие пассажиры приносили ему еду и лекарства. А пес ждал. Ждал почти 10 лет. Хатико появлялся на станции точно к приходу вечернего поезда. Однажды один из бывших студентов профессора Уэно (который к тому моменту стал экспертом по акита-ину) увидел собаку на станции и пошел за ним. Вскоре он узнал историю жизни Хатико. После его статьи в одной из крупнейших токийских газет в 1932 году собака оказалась в центре внимания всей страны. Хатико превратился в национальную сенсацию. Его преданность памяти хозяина настолько поразила японцев, что стала для них образцом того духа семейной верности, к достижению которого нужно стремиться. Учителя и родители ставили Хатико в пример детям. Знаменитый японский скульптор вылепил статую собаки, и по всей стране пробежала волна нового увлечения породой акита-ину. В 1934 году на станции Сибуя была установлена бронзовая статуя Хатико, и он сам присутствовал при ее торжественном открытии (умер Хатико 8 марта 1935 года).
Американская киноверсия реальной японской притчи несколько отличается от оригинала. Несравненный Гир сыграл в ней профессора музыки Паркира Уилсона. Это дало режиссеру Халльстрему возможность наполнить кадры замечательными фортепианными переливами авторства Яна Качмарека. Такая музыка иной раз соперничает с актерской игрой Ричарда Гира, которому и так непросто было вести свою роль рядом с удивительным псом, заполняющим всё пространство своим обаянием.
Казалось бы, чем так удивил человечество японский пес Хатико? Ведь никаких подвигов он не совершал. Просто любил и преданно ждал своего хозяина. Ждал потому, что не мог не ждать, ведь это был тот единственный смысл, который он нашел в своей собачьей жизни, тем самым превратив ее в почти человеческую. И мы не просто жалеем Хатико, нет – в глубине души мы завидуем ему: мы ведь и сами хотим любить вот так – безоговорочно, чисто и вечно. И Хатико заставляет нас верить в то, что это возможно. Спасибо ему за это.
Киноистория и в самом деле стоящая. Ее сила – в скромности, в обычной, тихой, устойчивой любви без проявлений героизма или каких-либо экспрессивных вывертов, без отрицательных героев и негативных эмоций. И еще – она светлая и насквозь позитивная. Найдите возможность посмотреть этот фильм, чтобы поспорить или согласиться с этим.