В пятницу, 2 марта, губернатор Дмитрий Мезенцев провел в Ангарске совещание по вопросам ЖКХ. Во встрече приняли участие генеральный директор, председатель правления государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Константин Цицин, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис, представители правительства Иркутской области, Законодательного собрания, главы нескольких муниципалитетов региона.
В ходе встречи речь шла о том, что изменилось за последние 10 лет в Ангарском районе, который с 2002 года на встречах такого уровня называли не иначе как «пилотной площадкой» или «паровозом впереди планеты всей». Может, приезжим чиновникам со стороны и в самом деле виднее, изменилась ли в Ангарске ситуация в сфере ЖКХ. Хотя оценка, поставленная областью и федеральной властью работе органов местного самоуправления, далеко не всегда совпадает с оценкой, которую ставит местной власти население…
Каким получился разговор? Участники совещания признали, что проблем в сфере ЖКХ по-прежнему много, а главное зло и причина недовольства населения работой управляющих компаний – это непрозрачность представляемой управляющими компаниями информации. В общем, Америку этим умозаключением не открыли.
Какие рецепты по наведению прозрачности в деятельности жилищников предложили московские и иркутские гости? Во-первых, информацию обо всех управляющих компаниях, предоставляющих свои услуги, со значимыми подробностями нужно размещать на официальном сайте администрации. Иначе мы сами, по словам участников совещания, «даем возможность управляющим компаниям обманывать собственников жилья». Открытость информации будет стимулировать создание здоровой конкурентной среды и, кроме того, станет действенным рецептом против компаний-однодневок, цель которых – собрать платежи с населения за пару месяцев и исчезнуть в никуда. Люди должны знать, кому и за что они платят. Во-вторых, необходима полная паспортизация жилищного фонда. Десятилетиями не проводилось полное и объективное обследование многоквартирных домов, мы не знаем, какова реальная картина, в каких домах мы живем, каков процент износа инженерных коммуникаций и т.д. Нет полной базы данных о жильцах. Перечисленные проблемы необходимо решать. И не в перспективе, а прямо сейчас. В-третьих, в вопросе контроля за работой управляющих компаний жесткую позицию должна занять местная власть: 20 процентов жилищного фонда не приватизировано. Значит, глава города имеет право указать на дверь тем жилищникам, которые плохо работают, и дать возможность выполнять услуги добросовестным предпринимателям. Вроде все правильно. Но это в теории. На практике глава города Ангарска в таких ситуациях нередко разводит руками: мол, а я что сделаю, это частные структуры, которые мне не подконтрольны.
Кроме того, управляющие компании должны быть подконтрольны в оценке своей деятельности не только руководству муниципалитета, но и общественному мнению в лице его институтов. Например, неангажированной прессе, общественным советам, созданным при губернаторе (назван срок – до 1 апреля 2012 года). Следующий момент: в сфере ЖКХ в масштабах страны (а значит, и в муниципалитете в той же пропорции) вращаются огромные деньги – пятая часть ВВП. Существующую систему ЖКХ небезосновательно называют «черной дырой», в которой эти баснословные деньги исчезают. Нужно создавать жилищные инспекции (во многих регионах они уже есть), у которых есть замечательный инструмент воздействия на нерадивых жилищников – полномочия выписывать существенные штрафы.
По словам московских докладчиков, население сегодня беспокоят следующие вопросы в сфере ЖКХ: капремонты и переселение людей из аварийного жилья, недостатки в управлении жилищным фондом и модернизация коммунальной инфраструктуры. Что касается первого вопроса, поддержка со стороны федерального бюджета программ капитальных ремонтов многоквартирных домов должна быть усилена – ни у собственников, ни у муниципалитетов на эти цели денег нет. Мероприятия, проводимые фондом, востребованы в регионах. Поэтому принято решение, что работа Фонда содействия реформированию ЖКХ будет продолжена еще в течение 3 лет. Многое еще предстоит сделать... За последние 4 года Иркутская область получила из средств фонда 5,5 млрд руб. На эти деньги отремонтировано более 1800 домов, переселено около 4 тысяч человек. Более 3,8 млрд руб. было освоено участниками программы (а это 23 муниципальных образования), средства были потрачены в основном на ремонт инженерных сетей, установку приборов учета тепла и воды. Но все сделанное – это небольшая часть потребностей. В Иркутской области на сегодня насчитывается более 500 тыс. кв. м аварийного жилья. В рамках проведения совещания тема качества уже сделанных капремонтов многоквартирных домов, на которые потрачены бюджетные миллиарды, а также средства собственников, не обсуждалась. Но вопросы эти волнуют людей. Они звучат со страниц ангарских газет. Эту тему продолжили обсуждать и после завершения совещания.
Константину Цицину журналисты задали следующий вопрос: «Если жители недовольны качеством ремонтов, а администрация города не принимает никаких мер, как быть в этом случае?» Ответ был следующим: «Самый простой путь – это судебное решение. Нужно обращаться в суд с жалобой на конкретную управляющую компанию и на подрядчика, который должен давать гарантийные обязательства. Уверен, решение будет в пользу жителей. Есть другой вариант – третейский суд, когда в досудебном порядке этот вопрос можно решить с помощью местных органов власти. Но это только в том случае, если администрация действительно заинтересована в сохранении доверия населения. В противном случае выход один – искать правду в суде».
Какова реальная картина с отстаиванием своих жилищных прав в кабинетах городской администрации и Ангарской прокуратуры, участникам совещания могли бы рассказать те ангарчане, которые уже вдоволь сыты поисками справедливости. К сожалению, у них не было возможности напрямую обратиться к руководителю фонда содействия.
А сказать им есть что. Например, ангарчанке Ирине Лапардиной и сотне ее товарищей по несчастью (это бюджетники, получившие жилье по муниципальной программе в 2007 году): «Жилье, выделенное бюджетникам в 2007 году, это яркий пример преступного расходования бюджетных средств. Недавно в новостях президент Медведев назвал бараки, построенные в Якутии, не жильем. Они такие же, как наши в 271 квартале, разница только в возрасте: нашим баракам 4 года, на сегодняшний день они, можно сказать, развалились. В 2007 году при мэре Канухине нам, врачам и учителям, было выделено жилье. Все наши проблемы, связанные с жильем, начались в марте 2008 года. Устранялись недоделки исключительно строительной монтажной пеной. Документы права собственности были готовы только к августу 2009 года, а это почти 2 года со дня введения жилья в эксплуатацию. Квартиры за это время много раз затапливались осадками, полы проваливались, обваливались лестницы, ведущие на второй этаж. В сентябре 2009 года мы были вынуждены обратиться к прокурору города Погудину Д.М. с тем, что городская администрация в лице Михайлова Л.Г. и Службы заказчика не контролировала устранение несоответствий построенных объектов требованиям пожарных норм, градостроительных норм, проектной документации как у себя в администрации, так и у застройщика. Ответ из администрации от главы Михайлова был таким: мы должны собрать свои вещи и убраться вон. 30 апреля 2010 года было возбуждено уголовное дело №61949 в отношении И.В. Анбросенко. Хотелось бы спросить у исполняющего обязанности начальника следственного комитета: почему только в отношении Анбросенко? А где другие фигуранты? Мы считаем, есть много людей, которые виноваты в том, что мы сейчас живем в таких домах. Почему наше дело приостанавливали пять раз? В прокуратуре нам объяснили, что это происходило по причине невозможности опросить Анбросенко. Как потерпевшим, нам это не было известно. И в последнее время нам из прокуратуры не приходит вообще никаких ответов. Мы хотели также спросить: до каких пор будут меняться следователи? У нас сменилось шесть следователей за два года. Проблема кадров в прокуратуре – это не наша проблема. Нас признали потерпевшими в октябре 2010 года, но постановление и разъяснение прав потерпевших мы получили только через 1 год. Почему прокуратура затягивает сроки? Ярким примером бездействия является непредставление следователю программ строительства «50х50», «30х70» и «Ветхое жилье». Когда глава города отписывал нам все документы, он всегда ссылался на программу. Как нам давали квартиры по программе, если нас не могут с ней даже ознакомить? Мы спросили у следователя: «Почему вы до сих пор не ознакомили администрацию с результатами экспертизы, которые были готовы в июле?» На что следователь ответила: «Я не должна администрацию подгонять веником сюда». Также нас не ознакомили с контрактом, письменными жалобами и заявлениями. Вопрос прокурору: почему Дмитрий Михайлович не осуществляет надлежащий надзор за следственным комитетом – результат уголовного дела до сих пор нулевой, а сроки уже прошли немалые. Почему из уст работников ДУМИ мы слышим: «Поговорим с вами в суде». Может быть, администрации удобно не видеть нас? Вопрос Михайлову как к главе: почему вопрос, касающийся нашего жилья, не поднимается на заседаниях Думы? Юридический отдел администрации наверняка знаком со статьями 18, 469 и 475 ГК РФ. Почему администрация не ищет пути досудебного разрешения конфликта? Ведь уже не секрет, что экспертиза подтвердила факт некачественности жилья в 271 квартале. Мы требуем от администрации индивидуального подхода к каждой семье при решении нашего вопроса».
К сожалению, эта речь обманутой ангарчанки не прозвучала на совещании. А может, и хорошо, что этой женщины не было в зале заседаний – ей было бы по меньшей мере больно услышать, как глава города представил участникам совещания тему переселения граждан по программе «Ветхое жилье». Ответ Леонида Михайлова на вопрос губернатора о том, почему некоторые ангарчане не желают переезжать в новое жилье, предоставляемое им в рамках муниципальных жилищных программ, звучал так: «Мне трудно сказать, что ими движет. Скорее всего, им понравилось жить в маневренном фонде – а он предназначен для временного проживания. И был первый опыт строительства «легкого жилья» (надо полагать, так Леонид Георгиевич так называет те постройки, о которых шла речь в приведенном выше высказывании Ирины Лапардиной – авт.) в 2006-2007 гг. Опыт был несколько неудачным, качество жилья оставляет желать лучшего».
(Продолжение следует)