«Что? В Ангарске? Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»? А какой театр привозит?» – слышать такие высказывания в течение прошлого года приходилось неоднократно. И каждый раз удивлению собеседников не было предела, стоило им узнать, что знаменитую, ставшую культовой рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» поставили, объединив усилия, творческие коллективы Дворца культуры нефтехимиков.
И снова возникали сомнения: мол, что могут сделать самодеятельные коллективы? Да еще с таким великим материалом? Но ведь профессионализм – дело наживное, главное – было бы желание! А мнение о том, что искренность постепенно уходит из профессиональных театров и находит пристанище на сценах, где играют любительские провинциальные труппы, отдающие творчеству свое свободное время не ради зарплаты, а по иным причинам, получает все большее распространение.
Это в полной мере относится к солистам вокальной студии «Ретро» и ансамбля «Элегия», которые сыграли главных действующих лиц иерусалимской драмы двухтысячелетней давности и исполнили все вокальные партии. К тому же в постановке рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» на ангарской сцене без участия высших сил не обошлось. В этом уверена художественный руководитель «Ретро» и «Элегии» Елена Лелюк.
Мысль о том, что с этим музыкальным материалом придется встретиться в будущем, появилась еще в 70-х годах прошлого века, когда она впервые услышала отрывки из оригинальной версии «Иисуса». Работать над рок-оперой начали осенью 2010 года. Со стороны это могло показаться чистым безумием: по стечению обстоятельств на тот момент в студии осталось только двое солистов. Но Елена Лелюк была уверена: если она все делает правильно, помощь будет.
И действительно – откуда ни возьмись стали приходить новые исполнители, которых уже ждали их роли. Смелый замысел перекинулся на другие коллективы дворца: в работу над оперой втянулись артисты хореографических ансамблей «Багульник» и «Сюрприз», цирковой студии «Шари-вари», ставшие украшением массовых сцен постановки. Постепенно, по эпизодам, был собран спектакль, который ангарчане в течение 2011 года смогли увидеть четыре раза.
Театральное представление растет и развивается как живой организм. Двух одинаковых рок-опер за это время не было. Обновлялся спектакль, обрастал вставками, дополнениями, по-прежнему в нужный момент появляются новые солисты. Постоянным остается, пожалуй, только зрительский интерес к нему. А еще то, что артистам рок-опера тоже не надоедает. Взять хотя бы тот факт, что для того, чтобы участвовать в постановке, исполнитель заглавной роли Александр Малахов каждый раз прилетает в Ангарск из Санкт-Петербурга, где он сейчас живет. Или, наоборот, к каждому посещению им родного города подготавливается очередной показ рок-оперы.
Вот и накануне – 3 марта – публика уже в пятый раз стоя рукоплескала артистам Дворца культуры нефтехимиков, рассказавшим свою версию событий трех последних дней из жизни Иисуса Христа. А нам удалось поговорить с Александром Малаховым о том, как он шел к роли Иисуса и как этот образ изменил его.
– Саша, как ты впервые узнал о том, что в студии готовится столь масштабная постановка?
– Я в то время уже в Питере жил. Позвонила Елена Петровна и сообщила: «Решили ставить «Христа». Роль Иисуса – твоя». Я на это ответил: «Сумасшедшие!» Но что делать: они уже взялись за нее, уже учили, назад пути не было – коллектив один! Прислали мне фонограммы, плюсовки с оригинала, чтобы я их слушал. Надо сказать, что тогда эта рок-опера мне совершенно не нравилась. Не цепляло, не понимал я ее. И даже постановку Иркутского музыкального театра не смотрел.
– Но твое мнение о ней поменялось?
– «Иисус» заинтересовал меня, когда сам начал напевать и вчитываться в текст. Послушал полностью на английском и русском языках (в переводе Ярослава Кеслера, который лежит в основе сегодняшней постановки театра имени Моссовета) – и рок-опера начала меня втягивать. Я уже не мог понять, как она могла раньше не нравиться. Зацепила по-настоящему, стала интересна и с вокальной точки зрения: «Почему бы не попробовать? А вдруг и вправду получится?!» К тому же многое значит сам коллектив. Когда все до единого больны одной идеей, направлены на одну цель, это добавляет и энтузиазма, и энергии, и работоспособности.
– Ты в студии «Ретро» занимаешься 13 лет. Чувствовалась разница в работе между «Христом» и прежними проектами?
– Конечно, ведь и для меня, и для студии постановка спектакля – это было впервые. Мы всегда много выступали. Были тематические концерты, вечера романсов, концерты, посвященные творчеству Александра Вертинского, Муслима Магомаева... Но за все эти годы, да и за всю мою творческую биографию (а мама отвела меня в детский хор Дворца творчества детей и молодежи лет в пять) я впервые ощутил такую эйфорию на сцене. Когда мы начали играть отрывки из рок-оперы, эмоции выхлестывали, голова кружилась, земля под ногами, казалось, ходила ходуном. И хотелось играть это снова и снова! Сама музыка Эндрю Ллойда Уэббера настолько великолепна! Она только начинается – с этого знаменитого гитарного перебора – и у меня внутри все начинает играть – на одном уровне с музыкой…
– Каким ты видишь Иисуса Христа в рок-опере?
– Эту роль мы обсуждали вместе с Еленой Петровной и пришли к выводу, что он, в первую очередь, человек. Да, Учитель, Спаситель, Мессия, Сын Божий, но сначала – человек. С этой точки зрения мы его и показываем. Ему не чужды чувства: любовь, раздражение, даже ненависть… Но это меня сначала подвело: в первом показе «Христа» меня захлестнули человеческие эмоции, и Иисус получился озлобленным, агрессивным. Тогда Елена Петровна, родители, многие друзья – все подходили ко мне и говорили, что это неправильно.
– Сейчас Иисус у тебя совсем другой. Образ прошел эволюцию?
– Я понял: какой смысл ему злиться – ведь он сам делает свой выбор! Чуда от него ждут все: и Иуда, и Пилат, и Ирод, и толпа. Иисусу представляется масса возможностей показать, на что он способен, но он отвергает их все. Он знает, на что идет: в какой-то степени это безысходность. А если он знает, что будет дальше, он должен нивелировать все эти эмоции. Своей жизнью подать пример того, что в Царство Божие приведут внимание, взаимовыручка, любовь, прощение, а не разврат, подозрение и ненависть. Он понимает, что никто другой, кроме него, не сможет пройти этот путь. Ему нужно дойти до конца, но человеческого начала в себе он преодолеть не может. Отсюда эти эмоциональные вспышки и ноты сомнения, достигающие своего апогея в «Молении о чаше» в Гефсиманском саду.
– Я знаю, что некоторые считают эту рок-оперу чуть ли не божественным откровением, а кто-то, наоборот, видит в ней проповедь безверия. Как ты думаешь, что она несет людям?
– Мне кажется, главный вопрос здесь задает Понтий Пилат: «Что есть истина?» Рок-опера полна сомнений – сомневаются все без исключения герои. У Иисуса вся роль основана на противовесе «человек – бог». «Суперзвезда» – это импульс, толчок для каждого зрителя. Чтобы мы остановились и подумали: для чего живем, что есть истина. Она, конечно, у каждого своя. Другой вопрос: задумывается ли кто-нибудь над этим сейчас?
– А на тебя роль Иисуса как-нибудь повлияла? Что-нибудь изменилось в тебе самом?
– Я вообще постоянно меняюсь. Но после «Иисуса», правда, изменилось многое. Во-первых, благодаря этой опере я достаточно сильно вырос в вокальном плане. Во-вторых, она оказала влияние и на мои человеческие качества. Мы в жизни часто совершаем поступки, которые меняют все вокруг на многие годы. Для меня самая сильная в опере фраза: «За 3 года 30 прожил». И то, что мы можем в одно мгновение что-то сотворить, а потом всю жизнь приходится с этим жить. Это заставило меня задуматься, начать анализировать свои поступки. Смотреть на будущий эффект, на результат, предвидеть, к чему это может привести.
– Выбираться в Ангарск удается нечасто. В Питере ты скучаешь по «Ретро», по сцене?
– Несмотря на расстояние, из коллектива я никуда не уходил. Но без сцены я не могу, для меня это вообще наркотик. Я ведь еще в Ангарске пробовал уходить из «Ретро» – и всегда возвращался, потому что жить без этого не мог. В Питере тоже какое-то время искал себе пристанище. И нашел! Это тоже любительская студия, тоже эстрадный вокал. И сейчас мы там ставим музыкальный спектакль в стиле «Стиляг». Премьера и мой дебют на питерской сцене – в апреле.
– Пусть он будет удачным! И приезжай к нам почаще!