14 марта – День защиты прав потребителей. К этой дате отдел по защите прав потребителей традиционно открывает «горячую линию» по приему жалоб от населения. Несколько последних лет лидерами по количеству жалоб в Ангарске были пластиковые окна. Но в этом году впервые пальму первенства перенял другой вид продукции – в лидеры вышли отпариватели одежды, продавцы которых буквально наводнили торговые центры. Что же за штука этот отпариватель и «с чем его едят», мы попытались узнать у пострадавших покупателей и сотрудников отдела, которые должны защищать их права.
«Я предприниматель, имею свой отдел одежды. Недавно увидела в одном крупном торговом центре стойку с отпаривателями, по словам продавца, легко гладящими одежду на весу. Конечно, для отдела, где много одежды, которая, естественно, мнется, такой прибор – большое подспорье. Задумалась о покупке.
Продавец настойчиво рекламировала свой товар. Вся торговля велась как презентация. Прямо при покупателях на весу разглаживали брюки, рубашки, блузки. Мне даже предложили самой завязать вещь узлом и измять ее, а потом тут же разгладили.
Порадовала и скидка, которую пообещала продавец – два отпаривателя можно было приобрести всего за 3600 рублей. Перед покупкой я поинтересовалась: подойдет ли прибор не для домашнего использования, а для глажки большого количества одежды? Мне ответили – конечно, да!
Купив два отпаривателя (причем продавец почему-то не выдала мне ни товарного, ни кассового чека), я привезла их в свой отдел. Каково же было мое удивление, когда ни один из приборов не смог разгладить даже обычные хлопчатобумажные рубашки! Результат был почти нулевым. С трудом поддавалась отпариванию и синтетика. А один из приборов и вовсе стал «плеваться» какой-то грязной жидкостью, оставляя на одежде разводы.
Я понесла отпариватели обратно в магазин. Принять их обратно продавец отказалась. Я оформила письменную претензию, передала ее менеджеру. Через две недели мне ответили: «В удовлетворении претензии отказать».
Выходит, три с половиной тысячи выброшены на ветер, вернее – «на пар»? А ведь при мне эти «чудо-приборы» покупали и на вид не слишком богатые люди, пенсионеры. Почему предприниматель, торгующий этими приборами, не имеет кассового аппарата? Почему покупателей заранее письменно не предупреждают о том, что его потом нельзя ни обменять, ни вернуть?»
Марина И.
Автор письма обратилась в отдел по защите прав потребителей, но и там ей не смогли помочь. По закону такая техника, как бытовой отпариватель, согласно постановлению 55 Правительства РФ (ФЗ «О защите прав потребителей») считается технически сложным товаром и обмену (либо возврату) подлежит только в случае установления явного производственного брака. В данном случае браком может считаться только один отпариватель – тот, что «плюется». Но действительно ли это брак, должна доказать экспертиза.
Только и она не сильно поможет. В том, что эти отпариватели именно бытовые, у специалистов нет никаких сомнений. Выходит, покупательница использовала прибор не по назначению – отпаривала им большое количество одежды в отделе. И, по мнению Закона «О защите прав потребителей», могла повредить технику использованием не по назначению. В этом случае вся вина за то, что прибор сломался, ложится на покупателя.
А вот нечестный продавец, на словах сообщивший женщине, что этот отпариватель подойдет для глажки одежды в масштабах отдела, вряд ли понесет ответственность. Да, устная инструкция продавца к прибору важна, но главное – письменная инструкция по использованию.
По словам покупательницы, инструкция к отпаривателю была. Но какая-то совсем маленькая. Непохожая на американскую, где для потребителя «разжевывается» буквально каждый шаг (на упаковке прибора обозначено, что он произведен в США). Указаний на то, что прибор можно использовать в промышленных целях, там не было. А значит, продавец обезопасил себя со всех сторон.
Как же покупателю не выбросить деньги «на пар»? Учимся на чужом горьком опыте.
Во-первых (уже пора бы научиться после наплыва сетевых компаний, продающих продукцию сомнительного качества!), не покупаем ничего после всяких презентаций. Это психологическая обработка клиента, часто даже запатентованная фирмами как специальная техника продаж. Поэтому, посмотрев на товар, находим в себе силы и отходим от прилавка – подумать. Заодно краем глаза подглядим, как предлагают этот товар другим, – может, и откроется хитрость легкой глажки или быстрой нарезки.
Во-вторых, перед покупкой не верим продавцу на слово. Требуем чек, гарантийный талон (на сложную технику его обязаны предоставить!), узнаем, где, в случае чего, есть гарантийная мастерская. Если ее нет, кассовый аппарат отсутствует, а гарантийное обслуживание ведется неизвестно в каком городе далеко за пределами Иркутской области – лучше от покупки отказаться.
В-третьих, обязательно изучаем инструкцию перед покупкой. Если в ней не указано прямое назначение прибора – лучше от такой покупки воздержаться.
Ну и последнее. При покупке чего-то дорогостоящего и высокотехнологичного пользуйтесь рекомендациями друзей и знакомых. Или, на худой конец, поищите отзывы об этом приборе в Интернете. Кстати, об отпаривателях, наводнивших всю страну, там море отзывов. Как хороших, так и негативных. Но самым объективным кажется один: этот прибор – никакое не чудо техники. А обыкновенный, еще советского образца утюжок для отпаривания одежды, только в новом корпусе. Тогда это приспособление стоило копейки и требовало при глажке таких титанических усилий, что многие дамы предпочитали пользоваться обычным утюгом. Сейчас, по отзывам покупателей, ничего не изменилось. Кроме цены (абсолютно неадекватной для этого прибора) и поведения продавцов.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА ПО-АНГАРСКИ
Отдел потребительского рынка и по защите прав потребителей департамента по социальной политике администрации города Ангарска в течение месяца проводит «горячую линию». С вопросами и пожеланиями по качеству товаров и услуг обращаться по телефонам: 53-57-79, 53-09-02.
Поучаствует в деле защиты прав потребителей и администрация Ангарского района. С 15 марта по 15 апреля 2012 года на территории АМО будет проводиться месячник по защите прав потребителей. В рамках месячника отделом по торговле, ценообразованию и тарифам администрации Ангарского муниципального образования будет организована «горячая линия» по фактам нарушения прав потребителей, телефон: 53-57-63.
А вот предпринимателям нужно ждать проверок – предприятия общественного питания и торговли будут проверены на соблюдение правил торговли алкогольной продукцией. Также под пристальное внимание проверяющих попадут и те, на кого пожалуются недовольные качеством товаров и услуг потребители.
Не обойдется и без праздничных мероприятий – в течение месяца будут проведены дегустации разных видов продукции местных производителей, а еще пройдет конкурс «Лучший повар детского дошкольного учреждения АМО».