В минувшую пятницу, 16 марта, глава администрации АМО Антон Медко собрал журналистов на брифинг по теме «Устранение двоевластия в АМО». В качестве модели объединения города с районом Антон Алексеевич предложил уже существующую «лысьвенскую модель».
Что это за модель такая и почему нам для устранения двоевластия надо ей следовать? Чем она отличается от той, которую предлагает городская администрация? И как вообще на слияние города и района влияет референдум, на котором ангарчане голосовали 4 марта?
Попробуем разобраться при помощи двух человек – главы администрации АМО Антона Медко и главы города Леонида Михайлова (он незадолго до этого тоже встречался с представителями СМИ, отстаивая свою позицию).
Вопрос №1. За что мы голосовали на референдуме 4 марта и какую силу имеют наши голоса?
Глава города Леонид Михайлов уверен: 84 процента ангарчан сделали свой выбор и хотят жить в городском округе. Законодательное собрание области обязательно прислушается к мнению ангарчан и примет соответствующий законопроект – создать округ. Другие поселения (Мегет, Одинск и Савватеевка), если хотят, могут к Ангарскому округу присоединиться. А не хотят – не надо.
Глава администрации района Антон Медко отмечает, что данное голосование для Законодательного собрания Иркутской области носит лишь рекомендательный характер. Это просто выражение пожелания граждан. В свою очередь, ЗС идею округа в границах только Ангарска может не поддержать. Ведь тогда появятся отдельно город и отдельно район, в который войдут Савватеевка, Мегет и Одинск. Да и области глубоко дотационный район, скорее всего, не нужен. Не станет лучше от создания усеченного городского округа и ангарчанам. Ведь город не будет тратить деньги на ремонт районных дорог, на организацию автобусных перевозок. А ведь в районе находится более 100 тысяч садоводческих участков! Целый город в городе. Добираться на дачу пешком по разбитой дороге – нерадостная перспектива…
Вопрос №2. Зачем тогда проводили референдум?
Позиция главы города понятна: для того чтобы создать городской округ. На это и шести миллионов рублей не жалко.
Позиция главы администрации района: низачем. Можно было узнать мнение народа об объединении и более дешевым способом – провести общественные слушания. Именно так и сделали в городе Лысьва Пермского края. Провели слушания в городе и трех деревнях-поселениях (у них район был устроен так же, как у нас, только населения меньше). Все высказались за то, чтобы стать общим муниципальным образованием. Думы поселений приняли решение и объединились, не потратив и рубля бюджетных денег. И люди уже сегодня живут в городском округе.
Вопрос №3. Что мешает Ангарску сделать так же и не тратить бюджетные деньги?
С точки зрения Антона Медко, несогласованность действий городской и районной администрации. А ведь цифры говорят сами за себя: в стране 24000 муниципальных образований, 1800 муниципальных районов и чуть более 500 городских округов. При этом, по статистике, в России ни один муниципальный район, преобразованный в городской округ, не использовал схему, предлагаемую сегодня администрацией Михайлова! А вот число городских округов, образованных из районов, постоянно увеличивается. Прибавления мы можем наблюдать – в Нижегородской, Новосибирской областях, в Старом Осколе...
У главы города Леонида Михайлова другое мнение: он считает, что теперь нужно провести еще три референдума (в Мегете, Одинске и Савватеевке). Да, будут истрачены дополнительные средства. Зато все решит народ. Если референдумы состоятся. А для этого нужно, чтобы на них пришло более 50 процентов жителей сельских поселений. Придут ли? Ведь президентские выборы как повод пропущены. А на носу начало садово-огородного сезона, когда вообще никого из селян с полей и огородов не вытянешь. Деньги на референдум могут быть потрачены впустую.
Вопрос №4. Кто сказал, что Мегет, Одинск и Савватеевка захотят объединения?!
Действительно, кто?! Если этого хотят ангарчане, не значит, что этого хочет весь район. Глава города Леонид Михайлов утверждает, что у него уже есть принципиальное согласие глав всех поселений на вступление в Ангарский городской округ.
Глава администрации района Антон Медко, в свою очередь, отмечает другое: «К сожалению, неразбериха в вопросе преобразования АМО в городской округ привела к тому, что Мегет уже направил в областную администрацию письмо, в котором отказывается от вступления в Ангарский городской округ по «схеме Михайлова». Боятся потерять льготы сельских поселений и Савватеевка с Одинском. Поэтому пока к любым объединениям относятся с осторожностью».
Вопрос №5. Можно ли уговорить селян на объединение с Ангарском?
И глава города, и глава администрации района говорят, что можно. Но каждый рассчитывает на свои аргументы. Антон Медко предлагает всем главам поселений вместе съездить в Лысьвенский муниципальный район и убедиться, что все сельские льготы у жителей деревень сохранились. Заодно и тонкости переходного периода от пяти администраций к одной узнать.
Глава города Леонид Михайлов уверен, что все проблемы с уговорами поселений, если они будут, решит Законодательное собрание Иркутской области. Заартачится одно поселение – никто его в самостоятельности не оставит. «В области найдут рычаги давления и объединят». Как говорится, добровольно-принудительно.
Глава района Антон Медко убежден – применять давление ни к кому не нужно. Зачем поселениям оставаться в районе с крошечным бюджетом отдельно от Ангарска-кормильца? Для сравнения он привел цифры, согласно которым собственный доходный бюджет Савватеевки, к примеру, чуть больше миллиона, а остальное (22 миллиона) – дотации разных уровней. Большая часть – из бюджета Ангарского района. Кто же откажется от золотой жилы ради самостоятельности?! Проще вступить в общее муниципальное образование, тем более, что никаких льгот не теряешь.
Вопрос №6. Вот мы объединились. Кто уходит?
Здесь и глава города, и глава администрации района единодушны: если появится новое объединение в любой его форме – округ либо муниципальный район, – уйти должны все. Совсем все. И власть города, и власти поселений, и власть района. Избираться будет совсем другая администрация. В Лысьве, к примеру, общего мэра будут выбирать 27 мая. А пока живут со старыми руководителями, которые уже подписали документы о сложении с себя полномочий.
В нашем случае городской администрации и администрациям сел складывать полномочия с себя не придется. Срок их исполнения в октябре естественным образом истечет. А вот мэру и Думе района придется уйти добровольно. Согласятся ли? Антон Медко уверен, что да. И тогда нас ждут новые выборы и уменьшение числа чиновников (и расходов на их содержание).
Собственно, за это и высказались на референдуме ангарчане, уставшие содержать непомерный штат чиновников с астрономическими по меркам города зарплатами. А уж каким путем будут устранять это двоевластие, людей мало волновало. А зря. Ведь поселения рядом – это не «нахлебники», как считают многие. Да, они не очень богаты, но польза от них в составе района бесспорна.
Мало кто знает, что в районе Савватеевки и Одинска в ближайшее время запланировано жилищное строительство. Ангарск будет прирастать загородными поселками, для них уже выделены земли. Не будет с нами этих земель, будем продолжать ютиться в загазованном центре города и строить дома друг у друга на голове. А оно нам надо?!