Согласно профессиональной традиции, о коллегах – либо критично, либо ничего. Заслуженная похвала для журналиста должна исходить только от читателя или зрителя. Но о двух наших помощниках хочется сказать добрые слова не только в канун их профессионального праздника. Речь идет об инспекторах отдела пропаганды безопасности движения Ангарской ГИБДД Валерии Кириллове и Дмитрии Авраменко. Их работа заключается в информировании населения об основах грамотного поведения на дороге. Они проводят встречи со школьниками и студентами, бывают на собраниях коллективов автотранспортных предприятий, привлекают для участия в тематических акциях воспитанников детских садов. Социальные баннеры и листовки – тоже их рук дело. А еще – статьи в газетах, выступления на радио и телевидении, подготовка конкурсов и профилактических операций. Порой они обижаются, что представители СМИ игнорируют традиционные акции «Осторожно: дети!», «Ангел-хранитель для водителя», зато охотно рассказывают об авариях с пострадавшими. Благодаря их инициативе и стараниям нескольких педагогов-энтузиастов в нашем городе развернута массовая работа отрядов юных инспекторов дорожного движения, и каждая школа считает за честь организовывать у себя дружину ЮИД. Валерий Кириллов обладает замечательным талантом – он умеет разговаривать с детьми и подростками на их языке. Без нотаций, почти на равных, но с моралью! Слушать его всегда интересно, он умеет даже каверзный вопрос про взятки инспекторам ДПС обернуть на пользу делу пропаганды. В общем, эти люди знают свою работу и порой делают даже больше, чем обязаны. Это присказка. А сказка о другом.
В начале первого весеннего месяца в городе прошел традиционный муниципальный конкурс детских рисунков «Светофор-2012». Благодаря кому он стал традиционным, догадаться несложно. Сложно, по словам инспекторов отдела пропаганды, каждый раз организовывать его без поддержки муниципалитета.
Увлеченные идеей конкурса изобразить в рисунке свое отношение к происходящему на дороге, школьники и дошкольники присылают свои работы, многие из которых по праву претендуют на звание лучших. И лишь немногих авторов его организаторы – сотрудники ОГИБДД и Центра развития творчества детей и молодежи «Гармония» – могут наградить.
«Просматривая конкурсные работы, в который раз убеждаемся, что дети – самый правдивый источник информации, их рисунки, словно лакмусовая бумага, правдиво отражают, что происходит в обществе, – говорит инспектор отдела пропаганды Дмитрий Авраменко. – Многие из них практически фотографичны – мы узнаем в них реальные дорожные ситуации, недавно случившиеся происшествия, трагедии. На некоторых рисунках отчетливо виден страх детей перед дорогой, машинами, водителями. Это показывает, насколько незащищенными они себя чувствуют в качестве участников дорожного движения. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить сознание и поведение взрослых».
Как показывает практика, поведение несовершеннолетних редко становится причиной ДТП. Виновниками большинства произошедших аварий, в которых страдают дети, становятся родители, переходящие дорогу с ребенком в неположенном месте, или водители, грубо нарушившие ПДД или не соблюдающие элементарные правила предосторожности возле школ и во дворах.
После одной из аварий, в которой серьезно был травмирован мальчик, переходивший дорогу по «зебре» на зеленый сигнал светофора, Валерий Кириллов, комментируя ситуацию, в отчаянии бросил фразу: «Я не знаю, как учить детей поведению на дороге! Они все давно знают! И многие соблюдают эти правила. Только вот нет у нас никакой гарантии, что это сбережет им жизнь и сохранит здоровье! К каждому переходу инспектора не приставишь, каждого ребенка за руку не переведешь!»
И вновь – работа в школах, проведение профилактических операций и муниципальных конкурсов, откровенно игнорируемых чиновниками, которые больше всего говорят о необходимости создать безопасные условия на дорогах города. В этот раз организаторы конкурса «Светофор-2012» так и не дождались поддержки властей и наградили победителей по-своему. Две лучшие работы будут размещены на баннерах. Их создание профинансируют частные лица, понимающие необходимость и важность такой социальной рекламы.