О том, что преподаватель начальных классов школы №36 Лариса Иванцова стала победительницей муниципального этапа конкурса «Лучший учитель года-2012», мы уже писали в предыдущих номерах газеты. Ежегодно лучшим становится педагог, набравший максимальное количество баллов за время прохождения конкурсных этапов, которые заставляют раскрываться все его умения и таланты в полной мере. В конце марта – начале апреля Лариса Юрьевна будет представлять Ангарск на областном этапе конкурса в Иркутске. Тем не менее она нашла время, чтобы ответить на несколько вопросов нашего корреспондента.
– Лариса Юрьевна, расскажите о вашем пути в профессию.
– Это не совсем обычная история. Я, заканчивая свою родную ангарскую школу №30, собиралась стать тренером по баскетболу. При этом мой невысокий рост меня нисколько не смущал. Исполниться мечте помешало другое: в списке вступительных испытаний числилось плавание, а плавала я как топор. Тогда я подала документы в педагогический институт – ныне Восточно-Сибирскую государственную академию образования. Выбирала – пойти учиться на учителя биологии (думая поступать на тренера, всю биологию выучила) или на педагога начальных классов. Но биологию я не очень любила, а перед глазами был пример моей первой учительницы Татьяны Федоровны Анохиной, которая сейчас преподает в школе №23. И еще мне всегда нравилось играть с младшим братом, учить его. Так я и выбрала свою судьбу. В общем-то, изменив мечту, себе никак не изменила – учитель начальных классов, как и тренер, всегда с детьми. Зато осталась в родном городе.
– Школа №36 – первая в вашем послужном списке?
– В Ангарске – первая и единственная. После окончания института я больше десяти лет жила в Иркутске, работала в школе №35. Сюда переехала в 2006 году. В школе мне дали 2 класс. Сейчас они уже семиклассники. А у меня третьеклассники.
– Насколько я знаю, в школе №36 дети еще в начальных классах начинают заниматься проектно-исследовательской деятельностью.
– С исследовательской работой я столкнулась только здесь – в Иркутске такого не было. Интересно, что все исходит от детей: они настаивают, чтобы мы постоянно пробовали что-то новое. Мы, к примеру, опытным путем проверяли, будет ли тонуть тарелка, если положить ее на воду, какова плавучесть пластилина. Пробовали делать исчезающие и проявляющиеся чернила – оказывается, для этого можно не только молоко, но и лимонный сок использовать. Эмоции у детей – через край! От практики переходили к теории, узнавали элементарную научную терминологию: гипотеза, цели, задачи, выводы. Кстати, новые образовательные тенденции сейчас предлагают вводить в школах подобный урок-исследование, который строится на уже знакомых моим третьеклассникам исследовательских этапах.
– Мы занимались исследовательской работой в университете.
– А теперь это будет начинаться в школе. Сложно только на первый взгляд и, боюсь, что именно взрослым, а не детям. Я начала использовать на уроках схемы, таблицы и диаграммы (которые, кстати, почему-то особенно нравятся детям!) после знаменательного разговора с одним из своих учеников. Записывая домашнее задание, он заявил: «А я дома правило учить не буду! Я схему нарисую и по ней расскажу!» Оказалось, что это многим по плечу. Не всем, конечно: ребятам с гуманитарным складом ума тяжело работать с подобными абстракциями, им легче не классифицировать и обобщать, а прочитать и рассказать. Но, по крайней мере, они знают, что это такое и умеют пользоваться и схемами, и таблицами, и диаграммами. Умение закодировать и декодировать информацию используется чаще всего, когда у нас идет обобщение материала. Это развивает речь и логические способности ребенка. Они и к жизни оказываются больше приспособлены – ведь огромная часть информации из окружающего нас мира преподносится в закодированном виде.
– У ваших детей есть готовые научные проекты?
– Сейчас мы заканчиваем работу над проектом «Сказки». Сначала мы читали волшебные сказки, потом начали изучать их теорию: разделившись на группы, искали в сказках зачины, присказки, концовки, характерные лексические обороты. Затем дети, используя их, сочиняли собственные волшебные сказки. Таких набралось на целую книгу. А группа ребятишек-«художников» их проиллюстрировала. Осталось набрать тексты на компьютере, сделать обложку – и будем издавать нашу книгу сказок. Хотя бы для тех, кто принимал участие в ее создании! С этим проектом в конце года будем выходить на научно-практическую конференцию.
В 1-2 классах был у нас большой проект «Школа в жизни моих родителей». Ребята расспрашивали домашних об их школьных годах, приносили для выставки пионерский галстук, дневники мам и пап, их буквари, учебники и тетради. У одной из мам даже сохранились ее детские поделки. Был у нас на выставке макет сельской школы с открывающимися окнами, с бумажными партами, а в них – маленькими тетрадками. Большое впечатление на детей произвело то, что их бабушки и дедушки ходили в школу порой за несколько километров, что раньше питание в школах не было организовано и дети брали с собой одну картофелину, чтобы поесть в перерыве между занятиями, что каждая семья должна была заготовить для школы какое-то количество дров.
– Был ли для вас сложным конкурс «Учитель года»?
– Да. Я участвовала в конкурсе подобного уровня впервые, весь мой опыт до этого исчерпывался участием в конкурсе «Современный урок» года три назад. Самым длительным по подготовке этапом показался первый – «Мастерская педагога», где я представляла свой опыт по использованию на занятиях схем, таблиц и диаграмм. Очень сложным показался «Классный час». Нужно было подготовить для разговора с детьми 10 различных тем, и только за 10 минут до начала этапа участникам сообщали, какую тему для общения с незнакомым им учителем выбрали дети. Мы с четвероклассниками, к которым я попала, выясняли, «С чего начинается родина?». Пришли к выводу, что родина – это, прежде всего, люди, которые нас окружают и которыми мы можем гордиться.
– Была ли победа в конкурсе для вас ожидаемой и что после нее изменилось в вашей жизни?
– Я не думала, что стану победительницей. Сначала ожидала, что попаду в пятерку лучших, ближе к финалу – что в тройку. Знаю, что большую роль сыграл последний этап – «Мастер-класс», демонстрация своих педагогических приемов. Мой назывался «Закладка» – я рассказывала, как работать с информацией при подготовке с детьми научно-исследовательских работ. Как структурировать теоретический материал, с которым знакомится ребенок, чтобы сделать его более легким, удобным для использования.
Чем для меня стала эта победа, я еще до конца не разобралась. Представлять город на областном конкурсе – это большая ответственность. Но в то же время – это так интересно! Есть возможность узнать новых людей, обрести новый опыт, новые идеи для своей деятельности.
– Какого человека, по-вашему, можно считать успешным?
– Успешен не тот, кто доволен собой и сложившейся на данный момент ситуацией, какой бы она ни была. Мне кажется, успеха добивается тот, кто постоянно пребывает в динамике, в развитии, чего-то хочет, добивается, стремится к чему-то.