Участниками пробных экзаменов, прошедших на базе АГТА, стали 180 ангарских школьников, которые попали в число «счастливчиков» методом случайной выборки из общей базы сдающих в этом году ЕГЭ. Однако это были не обычные пробные экзамены, через которые предстоит пройти всем выпускникам, а часть эксперимента по созданию в Ангарске независимого центра оценки качества образования. Поэтому школы имели право заменить одиннадцатиклассников, которые не хотели принимать в этом участия, на учеников, которые желали еще раз проверить свои знания.
В течение трех дней Ангарская государственная техническая академия предоставляла свои аудитории для проведения пробных госэкзаменов. Условия жесткие. После предъявления на входе паспорта и пропуска дети – строго по 15 человек – размещались в четырех аудиториях, снабженных видеокамерами и аппаратурой, которая не дает возможности звонкам поступать на мобильный телефон (в случае, если кому-то вопреки запрету удалось пронести его с собой).
В таких условиях 13 марта 60 человек из разных школ написали экзамен по математике, столько же на следующий день – по русскому языку, а 15 марта 30 учащихся сдали пробный ЕГЭ по обществознанию, 15 – по истории и еще 15 – по биологии. Результат станет известен через 10 дней, проверка осуществляется так же, как и при проведении обычного ЕГЭ. Оценка за экспериментальный экзамен ни на что не влияет, разве что позволит сдававшим оценить свои шансы хорошо сдать ЕГЭ в мае.
Совсем другое значение этот эксперимент имеет для системы образования АМО. На встрече с журналистами начальник управления образования администрации АМО Лариса Лысак рассказала, что Ангарск стал одним из трех городов России (наравне с Димитровградом в Поволжье и Заречным в Свердловской области), где начался эксперимент по созданию независимого центра оценки качества образования.
Города выбраны неслучайно: в числе прочих условий были удаленность от столиц и присутствие предприятий госкорпорации «Росатом». Видимо, Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования и науки рассчитывает на их заинтересованность в создании подобных центров. Об этом во время своего визита в Ангарск 5 октября 2011 года говорила руководитель службы Любовь Глебова.
В выбранных городах организуется работа по подготовке пилотных площадок и апробации трех различных моделей проведения ЕГЭ. Ангарск выбрал самую сложную, но и самую эффективную из них – стационарный независимый центр проведения ЕГЭ и оценки качества образования. В идеале это должно быть отдельно стоящее здание с обширными аудиториями и актовыми залами, оснащенное всеми необходимыми средствами для проведения мероприятий по оценке качества образования.
Когда в Ангарске выбирали площадку для проведения экспериментального ЕГЭ, оказалось, что все необходимые для него условия уже созданы в АГТА: независимое, отдельно стоящее здание; возможность наблюдать за ходом экзамена по монитору, на который передается изображение из аудиторий; и, наконец, никто из организаторов, работающих с детьми в аудиториях, не является педагогом общеобразовательной школы.
После проведения пробных госэкзаменов результаты работы независимого центра оценки образования будут оцениваться специалистами Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, которая совместно с Министерством образования и науки РФ будет принимать решение о его дальнейшем функционировании.