Любителей академического вокала в нашем городе год от года становится все меньше. Этот факт, к сожалению, приходится констатировать, глядя на то, как сокращается публика на концертах классической академической музыки. Они давно не собирают полных залов ДК, постепенно перемещаясь в камерную обстановку библиотечных клубов по интересам, где их все еще ждут аншлаги. Чтобы сейчас заставить среднестатистического россиянина, не чуждого музыке, послушать оперу или романс, опытные руководители вокальных коллективов идут на хитрость, преподнося публике классические произведения в современной обработке, ремиксованном виде, как правило, приводящие публику в восторг и заставляющие все-таки обращаться к первоисточнику.
В таких условиях существования глубокой благодарности достойны люди, не позволяющие жемчужинам мирового вокала погрязнуть в массовом увлечении эстрадой. Конечно, эстрада эстраде рознь, она произвела на свет немало прекрасных вещей, качественное исполнение которых в наши дни тоже редкость. Но только академическому вокалу присущи красота, искренность и благородство звучания, сопряженные с виртуозностью исполнения. Может быть, поэтому «академисты» не поют «под фанеру» и не любят пользоваться микрофоном.
Новая концертная программа солистов студии академического вокала Дворца культуры нефтехимиков, которую ангарчане смогли услышать в минувшую субботу, 31 марта, стала для многих откровением. Названием концерта послужили строки Александра Пушкина из романа «Евгений Онегин»: «Но уж темнеет вечер синий – пора нам в оперу скорей!» И действительно – академический вокал прочно ассоциируется с XIX веком, когда принято было завершать день в опере и петь романсы под фортепианное сопровождение на камерных вечерах.
В этот вечер солисты студии Вера Сороколетова, Валерий Пьянков и Валентин Левченко под живой артистичный аккомпанемент концертмейстера и руководителя студии Ирины Вернохаевой исполнили арии из известнейших опер и оперетт и красивейшие романсы русских композиторов. «Женитьба Фигаро» Вольфганга-Амадея Моцарта и «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Перикола» Жака Оффенбаха и «Принцесса цирка» Имре Кальмана – все богатство мировой музыки по плечу нашим вокалистам! А еще – сложнейшие романсы Сергея Рахманинова, высшее достижение вокальной лирики второй половины XIX века – короткие пьесы Петра Чайковского и других, не менее известных композиторов.
Многие номера прозвучали здесь впервые: к примеру, ария дона Базилио «Клевета» из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» в исполнении Валентина Левченко. Другие – как та же ария Варяжского гостя из оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» (также в исполнении Валентина Николаевича) – уже с нетерпением ожидались публикой и принимались на «ура».
Разнообразная интересная музыка, прекрасные голоса солистов, блестящий аккомпанемент – субботний концерт стал настоящим вокальным пиршеством для искушенного слушателя. И, надеюсь, подобные вечера будут повторяться вновь и вновь на радость публике.