Экспозиция традиционных русских тряпичных кукол две недели назад начала свою работу в выставочном зале Ангарского городского музея. Человеку несведущему она может показаться неинтересной и ненужной. А между тем тряпичная кукла всегда была одной из основных игрушек быта русской деревни, она поддерживала связь поколений и традиции, отражала в себе мировосприятие нашего человека и часть русской души. А еще – воспитывала, учила терпению и бережливости.
Все – в прошедшем времени... Потому что сегодня немногие могут воспользоваться той информацией, которая заключена в каждой из этих кукол: обереговых, обрядовых, целительных и игровых. Даже те мастерицы, которые, порой сами не зная почему (душа требует!), посвящают свой досуг созданию текстильных кукол и учат этому детей на мастер-классах, попутно занимаясь просветительской деятельностью, в силу недостаточности и разрозненности информации, дошедшей до нас, не знают всего о своих созданиях. Но авторы выставленных в музее кукол – народный мастер Иркутской области Нина Иванова и ее ученицы из Иркутска Светлана Лукьянова и Лариса Гурулёва и ангарчанка Дина Курочкина, – уверены: эти куклы обладают особой энергетикой, способностью создавать и сохранять у своих владельцев ощущение радости.
– Мы привезли сюда наших любимых кукол, – рассказывает организатор выставки художница и рукодельница Дина Курочкина, – решив показать людям то, что делали для себя, для души. Идея провести выставку появилась давно, и первоначально экспозиция должна была открыться в сентябре прошлого года. Хотелось показать всех кукол Нины Николаевны, выставки работ которой проходят в Тальцах и в Иркутске, только не у нас. Большая часть ангарчан ничего о русской тряпичной кукле не знает. Надеюсь, что они не упустят возможности побывать на выставке и откроют для себя много нового.
В экспозиции представлено около 80 экспонатов, большая часть которых – авторские варианты традиционных и обрядовых кукол, редко встречающихся в широком доступе. К ним можно отнести Суховейку, которую вставляли в трещины в высохшей земле, веря, что это может вызвать дождь; Утешниц – детскую и женскую; Куклу на ложке, которая помогала накормить непослушное чадо, или Бойцов, с помощью которых мальчишки устраивали подобия кулачных боев.
Среди тряпичных кукол нечасто встречаются мужские образы, поэтому большой редкостью являются имеющиеся здесь Симеон-столпник и Спиридон-солнцеворот, изготавливавшийся «на перемену». Хотя «мужское начало» есть и в большинстве традиционно «женских» кукол – тех, что насажены на палку (дерево считалось символом мужского начала, ткань – женского).
Разглядывая экспонаты, можно проследить историю русской тряпичной куклы: от одетого полешка – одной из самых ранних – до полноценной шитой красавицы в украшенном костюме Русского Севера. Кукла делалась из натуральных материалов: льна, ваты, лоскутов льна и хлопчатобумажных тканей, нитей, соломы и даже дерева, – откладывали каждый лоскуток, пучки кудели и даже пряди волос на кукольную косу.
Ранние куклы изготавливались без иглы и ножниц: детали крепко привязывались друг к другу, а ткань рвалась руками. До нас дошли и этнографические игровые куклы, у которых тело сшивное, одежда шитая и уже есть лицо. Тогда как у обрядовых и обереговых кукол лицо не рисовалось, чтобы в них, по поверью, не вселилась нечистая сила.
Конечно, сегодня куклы, изготовленные в традиционной стилистике, выполняют сувенирную, декоративную функцию. Процесс их создания упрощается, теперь это соединение традиционного канона и фантазии кукольниц, сочетание коллективного и индивидуального. В экспозиции есть куклы, выполненные мастерицами по одному образцу: в каждой из них виден художественный почерк автора.
Куклы Светланы Лукьяновой отличаются зрелостью традиции. У Ларисы Гурулёвой они получаются легкими и воздушными, кроме того, она уделяет большое внимание мелким деталям и любит украшать свои создания. А у кукол Дины Курочкиной есть интересная особенность: многие из них держат под мышкой птичку – на счастье. Но самыми гармоничными, даже визуально более плотными и устойчивыми кажутся куклы Нины Ивановой, которая занимается ими уже 15 лет.
Традиция создания тряпичной куклы продолжает развиваться. Глядя на них, невольно начинаешь задумываться о том, как жили наши предки. И где-то глубоко внутри, под слоями наносной, чуждой культуры, привнесенной историей и жизненными обстоятельствами, ощущаешь свою причастность к исконной традиции русского народа. Проверьте на себе – выставка будет работать до конца мая.