Высшую награду первого открытого регионального конкурса детского и юношеского вокального исполнительства «Байкальская волна», проводившегося в ДК «Энергетик» с 28 марта по 1 апреля, получили ангарские исполнители. Жюри конкурса вручило Гран-при фольклорному ансамблю «Полянка» под руководством Татьяны Каргаполовой.
В 2011 году «Полянка», где занимаются учащиеся старших классов и выпускники школы искусств №2, отмечала свой 15-летний юбилей. За эти годы в ансамбле сменилось четыре поколения. Сейчас он состоит из 12 человек, среди которых 8 солисток, средний возраст вокалисток – 14-15 лет. В «Байкальской волне», кроме «Полянки», принимали участие ансамбль младших классов школы искусств «Зернышко» и – в разных возрастных категориях – солистки Ирина Комарова, Наталья Филатова и Юлия Маложиленко, которые по итогам конкурса стали лауреатами II степени в номинации «Народный вокал».
– Татьяна Васильевна, откуда взялось название «Полянка»?
– Раньше на лесных полянах собирались молодые люди, водили хороводы, пели песни. Там проводились народные гуляния, совершались многие обряды – например, на Святки и Масленицу. Мы на занятиях изучаем народную культуру, поем хороводные, плясовые, календарные песни. Отсюда и название. Кстати, итогом такого погружения в культуру стало создание 6 лет назад на базе ансамбля фольклорного театра «Кудеса». Параллельно с участием в конкурсе «Байкальская волна» наши артистки ездили в Иркутск на фестиваль театров кукол «Петрушкины каникулы», проходивший 27-28 марта в «Аистенке». «Кудеса» показали там традиционный «Рождественский вертеп» – кукольное представление, повествующее о рождении Иисуса Христа, и стали лауреатами II степени.
– Исполнителей народной песни на конкурсе было значительно меньше, чем тех же «эстрадников». И тем не менее Гран-при получил фольклорный ансамбль с репертуаром, который, мягко говоря, сегодня непопулярен.
– Это говорит прежде всего о профессионализме жюри. «Народников» на конкурсе действительно было мало: в Ангарск приехали исполнители из Саянска, Зимы, Братска, Иркутска, Михайловки, хотя заявок на участие было больше. Конкурс показал положение дел на вокальной ниве. Эстрада у нас суперпопулярна, но большая часть песен – на иностранных языках. Между тем русская эстрада имеет свой «золотой фонд», к которому редко обращаются. Джаз при всей своей мощи и красоте все же был и остается негритянским фольклором. Почему его можно услышать чаще, чем исконные русские песни? Народным вокалом сейчас занимаются единицы, хотя в нем заложена русская душа. Когда русские коллективы выезжают за границу, от них требуют не эстрадные номера – только фольклор! А на родине он мало кому нужен...
– Есть еще мнение, что спеть-сплясать в русском народном стиле может всякий...
– Да уж, два прихлопа – три притопа... Занятия народным вокалом требуют очень серьезной подготовки: здесь мало владеть голосом, важны гибкость, нюансировка, эмоциональность исполнения. К тому же мы не только поем, каждая песня сопровождается действиями, движениями, танцем – как это было принято в старину. Тогда говорили не «петь», а «играть песню». Как показал опыт, народным вокалом могут заниматься далеко не все. В нашем ансамбле были дети, которые, помучившись месяц-другой, уходили. Многие отторгают, не принимают русскую народную культуру, а то и стесняются ее. Говорят, без корней нет будущего. А мы, вместо того чтобы стремиться сохранить свою национальную самобытность, от этих корней открещиваемся. Даже мои дети, которые, казалось бы, прониклись народной культурой, зачастую не понимают языка народных песен. На занятиях приходится разбирать их смысл, выяснять значения некоторых слов – родной язык в них воспринимается как иностранный. Из русского языка сейчас уходит свойственная ему плавность, появляется многоударность. Все из-за того, что дети в жизни практически не слышат народных песен. То, что можно услышать с телеэкранов, как правило, не выдерживает критики.
– Судя по итогам конкурса, жюри разделяет ваше мнение.
– Мы говорили об этой проблеме с председателем жюри в номинации «Народный вокал» Николаем Шульпековым, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Красноярской государственной академии музыки и театра, фольклористом и этнографом. И сошлись во мнении, что увлекаться народной культурой не обязательно, но ее нужно знать и хотя бы не отторгать. Негативное к ней отношение идет от настроений в обществе. Нужно пропагандировать, культивировать национальную идею, повернуться к ней лицом.
– Кто из педагогов школы, кроме вас, работает с девушками из ансамбля?
– На конкурсе очень хвалили концертмейстеров-народников. Они чувствуют фольклорную гармонию. С нашими ансамблями работает Дмитрий Попков. Учит девчонок играть на духовых народных инструментах Наталья Руднева, а фольклорной хореографией с ними занимается Екатерина Барсукова.
– Планы ансамбля на ближайшее будущее?
– Нам предстоит участие в пасхальном концерте, потом – в программе, посвященной Красной горке. После этого поедем в Иркутск записывать свой диск в профессиональной студии звукозаписи – это главный приз «Байкальской волны».
Подготовила Олеся Павлюченко