Об истории создания мозаичных панно в квартале написать хотелось давно. Нет такого человека в Ангарске, который бы не знал об этих необычных фасадных картинах – знаменитой Марсельезе, декабристах, Ленине, космонавтах. Краеведы уверенно называют их автора: это художник Николай Горохов. И лишь недавно удалось выяснить, кто из ангарчан может нам рассказать о событиях 70-х годов прошлого века, когда дома напротив ДК «Современник» стали украшаться цветной плиточной мозаикой. В одном из литературных журналов исследователь истории нашего города Надежда Елькина сделала ссылку на статью скульптора Анатолия Осауленко: в 1993 году он писал некролог о своем соратнике Горохове. «Николай Иванович был талантливым и в свое время признанным художником, а после незаслуженно забытым, – сказал нам по телефону Анатолий Кузьмич. – Конечно, я поделюсь своими воспоминаниями о нем. Только никак не пойму, почему вы не спрашиваете о других авторах панно?»
Оказалось, Николай Горохов работал над созданием мозаичных картин не один. На АЭХК была сформирована архитектурно-художественная группа, занимавшаяся оформлением возведенного ДК «Современник» и прилегающих к нему улиц. В эту группу входил и Николай Горохов. Директор АЭХК Виктор Новокшенов приметил талантливого художника-декоратора, выпускника Иркутского училища искусств, и пригласил его работать к себе. «Нынешняя молодежь вряд ли догадывается, почему у квартальского ДК два парадных входа, два фойе, а ведь это не случайно, – говорит Анатолий Кузьмич. – Разговор о Горохове – прекрасный повод вспомнить и историю возведения «Современника». С ней связан один весьма примечательный курьез. По ошибке строителей фундамент дворца был залит неверно. Получилось, что «лицом» «Современник» развернули к парку, а «затылком» – на улицу Энгельса. Ох и многим досталось тогда за это «недоразумение»! Пришлось вносить коррективы в готовый проект и «разворачивать» здание. Зато нигде больше нет подобного Дворца культуры! Над его оформлением работала группа художников АЭХК. Получилось свежо, нарядно, зелено! Те, кто бывал в бальном зале дворца, наверняка видели мозаичные панно Николая Горохова и Николая Терехова. На одном из фрагментов изображен Ермак, в его руке стяг с ликом Христа. Остается только догадываться, как в то время эту работу утвердила комиссия».
Когда дворец культуры был готов, декораторы (по замыслу руководства электролизного комбината) вышли творить на улицы. Над созданием мозаичных панно работали Николай Горохов, Константин Воеводин, Николай Терехов, а позже к ним присоединились Федорин и Фетисов. По словам Анатолия Осауленко, работали художники споро, смело, с энтузиазмом. Часто фрагменты большой мозаики собирались под открытым небом. Нужного цвета плитка выкладывалась на готовый рисунок и заливалась с обратной стороны раствором бетона. Внутрь каждого метрового квадрата была вмонтирована арматура, благодаря которой мозаика и крепилась к панели жилого дома. «Перу» Константина Воеводина принадлежат такие работы, как «Из жизни декабристов», «Космос», «Солдат Второй мировой». Николай Терехов является автором панно, посвященных романтике социализма и Ленину. Николай Горохов подарил городу настоящий шедевр – мозаичную картину «Встреча Сергея Волконского с женой Марией». Ну а прототипом стремительной, летящей Марсельезы стала супруга Николая Горохова. «Мы, участники оформительской группы АЭХК, хорошо знали жену Николая Лиду, – рассказывает Анатолий Кузьмич. – Она всю жизнь трудилась педагогом в школе. Красивая, высокая, под стать своему мужу, – настоящая Марсельеза! И сходства между ней и женщиной на панно трудно было не заметить! Создавая панно революционной тематики, Горохов увековечил образ любимой жены».
Еще одной известной работой Николая Горохова является трехметровый портрет Курчатова на доме возле гостиницы «Южная» (ныне городская прокуратура). Художник-многостаночник доказал, что может работать не только с красками, витражным стеклом и мозаичной плиткой, но и в металле. В этом панно он использовал новую для себя технику – рельефную выколотку в алюминии. Созданный образ точно передавал дух того времени, наполненного идеями освоения мирного атома и космоса.
«Горохов оставил свой творческий след в разных местах Ангарска: его первые мозаичные работы можно увидеть на здании бывшего ресторана (теперь торгового центра) «Баргузин», – рассказывает Анатолий Осауленко. – Живописные работы Николая Ивановича есть в галерее АЭХК, они были приобретены еще во время Новокшенова. Он занимался оформлением столовых, школ, книжных магазинов. Много работал в прикладном творчестве – берестяные фигурки, розетки, медальоны расходились по друзьям и знакомым. Последние годы жизни он провел почти в забвении, скромно жил с супругой на ее пенсию, ждал новых заказов. Больной, малоподвижный, он был по-прежнему полон разных идей. И умер, не дождавшись ни их воплощения, ни заслуженного внимания к себе».
Живущим в Ангарске и любящим свой город нужно знать имена тех, кто создавал его для нас, кто своим талантом и старанием делал его таким красивым и непохожим на тысячи других городов. Сегодня из группы художников, работавших в 70-е годы над созданием настенных мозаичных панно, с нами остался только Николай Терехов. Эти работы отражают историю и настроение определенной эпохи и являются замечательным примером художественного оформления улиц. Подобные мозаичные панно (а не аляпистые рекламные растяжки) и сейчас стали бы великолепным украшением торцов жилых зданий. В нашем городе всегда были и есть творческие силы для подобных свершений, только вот второго Виктора Федоровича Новокшенова – талантливого и прозорливого руководителя, способного поддержать творческую идею, – не случилось…