11 апреля в отделе искусств Центральной городской библиотеки собрались пенсионеры клубов по интересам «Палитра» и «Общение», базирующихся при библиотеке. Здесь состоялась очередная встреча с искусством, на первый взгляд немного странная, потому что творческий мир ангарской художницы Ларисы Филатовой (Лехтынаут) был в этот день, как мехом, оторочен романтической музыкой Фридерика Шопена.
В 2010 году исполняется 200 лет со дня рождения великого польского композитора и пианиста, которого называли «поэтом фортепиано», «Рафаэлем фортепиано» (Генрих Гейне) и «польским Моцартом». Об этом собравшимся напомнили заведующая отделом искусств Ольга Антоновская и педагог по классу фортепиано школы искусств №3 Татьяна Мельникова, которая исполнила прелюдию, мазурку и вальс Шопена.
От гармонии звука речь плавно перешла к гармонии мировосприятия, и здесь иллюстрацией послужили живописные работы художницы Ларисы Филатовой, представительницы народа коряков, рожденной на Камчатке, но нашедшей свой дом в нашем городе. Ее имя знакомо многим ангарчанам по одному из прошлогодних «Ангарских Арбатов», когда художники, фотографы и музыканты устраивали арт-салоны на улице Глинки, и по прошедшей в январе 2010 года в Музее часов выставке «Три мира сибирских шаманов». Шаманизм – самая древняя и, возможно, самая мудрая религия на Земле, суть которой заключается в том, что человек находится в тесном сообществе с окружающим миром, а значит, должен жить так, чтобы никому и ничему не навредить. Простая система мира предполагает простое его изображение, отсюда кажущийся примитивизм и наивность живописных сюжетов. Работы Ларисы Филатовой с шаманизмом ничего общего не имеют, но стилизованы под тосы – рисуночные письма, которые оставляли охотники, рыбаки и кочевники Севера в дуплах заметных деревьев, в расщелинах скал и с помощью которых они могли ориентироваться на местности и общаться между собой. Они выполнены на бумаге, но похожи на куски старой кожи, на которой с помощью нехитрых инструментов – пера, туши, сангины – появляются сцены из суровой жизни северных людей.
Есть в творчестве Ларисы Васильевны и другие работы: карандашные, пастельные зарисовки, акварели с ангарскими сюжетами. На встрече в отделе искусств особое внимание уделили ее иконописным работам. Она написала фасадные иконы ангарского Свято-Троицкого кафедрального собора, ее иконы украшают Успенскую церковь поселка Новый-4, а росписи – Богоявленский собор Иркутска.
Каждый стремится достичь гармонии с миром, избирая для этого свой путь. Дорога корякской девочки Лехтынаут была тяжелой, но счастливой, потому что она позволила ей обрести себя в творчестве, не утратив необычайного восприятия мира.