Вот уже восьмой раз в нашей стране все желающие имели возможность написать «тотальный диктант», чтобы абсолютно бесплатно проверить уровень своей грамотности. Впервые акция была проведена Новосибирским государственным университетом в 2004 году. Но уже через пару лет стала всероссийской.
Пишут тексты для диктанта известные писатели: Борис Стругацкий (2010 год), Дмитрий Быков (2011 год). Автором диктанта-2012 стал Захар Прилепин. В Ангарске площадкой для проведения акции стала гимназия №8. Туда, чтобы увидеть всё собственными глазами, а заодно и проверить себя, отправился наш журналист. К слову: у автора нет филологического образования, поэтому условия у него и у большинства присутствующих были абсолютно равные.
21 марта, без пятнадцати два, около гардероба гимназии – огромная очередь. Если изначально здесь готовились принять человек 100-150, то ближе к началу диктанта обнаруживается: желающих пришло не менее 300. Организаторы экстренно печатают дополнительные бланки, педагоги ищут свободные кабинеты, гардеробщица только успевает выдавать номерки.
Без пяти два вместе с другими участниками попадаю в кабинет №301. Состав желающих проверить свои знания разношерстный. За первой партой сидит седовласый мужчина, в ожидании испытания мирно читающий свежую газету. За ним – молодежь. То ли старшие школьники, то ли студенты. На среднем ряду первую парту заняли дети. Совсем маленькие. Как выясняется, девочки – ученицы третьего класса гимназии №8. Настроены по-боевому. За ними – папа с сыном. Сыночку где-то лет 16-18. Папе за сорок. Интересно, кто сделает меньше ошибок?! За ними две дамы среднего возраста, а дальше – опять смеющаяся молодежь.
Свободное место – рядом с молодым человеком лет 30, по виду предпринимателем средней руки. Сажусь. За нами на следующей парте пристраиваются девушка, окончившая, по ее словам, школу в 2004 году, и ее 75-летняя бабушка. Бабуля не филолог, не учитель русского. Просто, говорит, всегда была грамотной и потому уверена – диктант напишет без ошибок, если слух не подведет.
Вот все места заняты. Ждем, когда принесут недостающие бланки. Наконец является один из организаторов – Андрей Краснов – и приносит заветные бумажки. На экране проектора появляется писатель Захар Прилепин, приветствующий участников диктанта и читающий свой текст.
Народ начинает шушукаться – от обилия сложных слов некоторым стало не по себе. Одни только «пароксизмы индивидуализма» чего стоят! Но что делать: назвался груздем – полезай в кузов. Под диктовку нашего преподавателя начинаем писать текст из 314 слов. Он называется «А вам не все равно?» Смысл: стране и людям нужно заботиться о сохранении своего языка, культурного наследия, а каждому человеку в отдельности – не быть эгоистом, помешанным на материальном благополучии. Но это в общем. А в тексте все куда сложнее.
Слово «безапелляционный» в первом же предложении становится камнем преткновения. Народ начинает крутиться, по школьной привычке подглядывая в тетради к соседям. Педагог призывает к порядку. Вспомнив, что мы пришли проверить себя, а не сдать экзамен, успокаиваемся и начинаем думать самостоятельно.
Уже на втором предложении поднимает руку внучка 75-летней бабушки. Оказывается, слух все же подвел старейшую в нашем кабинете экзаменуемую. Бабушку пересаживают на вторую парту. Здесь хорошо слышно. Однако еще через предложение обнаруживается новая проблема: на первой парте одна из третьеклассниц начинает плакать – отстает. Предложения длиной в абзац она не в состоянии писать быстро. Хотя две ее подруги (оказывается, в классе была еще одна маленькая девочка) справляются нормально. Диктант приостанавливают.
Пишем медленно. Некоторые возмущаются. Но педагог непреклонна: «Ничто не стоит слезы ребенка». Малышка плачет, но продолжает писать. У остальных образуется больше времени, чтобы проверить себя. Главное – не наделать в это время ошибок, надумав лишнего...
Пишем, переспрашиваем, ждем. Цыкаем время от времени на развеселых подростков на «камчатке». Им весело, гляди-ка! Конечно, вчера небось правила повторяли. А многие уже лет 30 (а бабуля и все 50), наверное, учебник русского языка в руках не держали. Людям подумать надо, сосредоточиться...
Через час с трудом доползаем до конца. Последнее предложение длиннющее – 41 слово. Куча знаков препинания и еще «пароксизмы индивидуализма». Народ переспрашивает – словосочетание для большинства непонятное. «Поросизма?!» – удивленно шепчет маленькая девочка по соседству. Эх, если бы «поросизма»... Тогда был бы хоть какой-то шанс получить приз. Правда, в номинации «За самую нестандартную ошибку», но все же. В номинации «За отличный диктант» шансов мало. В прошлом году из более чем пяти тысяч россиян и жителей дальнего зарубежья, владеющих русским языком, написавших текст Дмитрия Быкова, «отлично» получили лишь 16 человек. «Хорошо» чуть более 90. Ну а больше 60 процентов желающих проверить себя не смогли написать даже на «тройку».
Что ж, в последний раз прочитав свои опусы вместе с автором, которого нам снова показали на экране, сдаем работы. Все, кроме плачущей девочки. Ради того чтобы она успела дописать, учитель остается и диктует ей остаток текста. Малышам можно. Ведь если для взрослого человека две страницы формата А4 это много, то что о них, девятилетних, говорить!
Кстати, как выяснилось уже в коридоре, такие маленькие ребятишки были только у нас (всего диктант писали в 10 аудиториях). А вот бабушка встретилась и постарше нашей – 82-летняя. Говорят, ей тоже пришлось сесть поближе к педагогу, чтобы расслышать текст. Между прочим, и у бабушек, и у малышей есть шансы на победу. Специально для них введены номинации «Самый пожилой» и «Самый молодой участник диктанта».
Забрав из гардероба куртки, подростки стайками пошли по домам. Взрослые расселись по машинам и, выезжая со школьной парковки, про себя думали: неужели мы и правда становимся такими безграмотными?! Вот вроде умные, вроде зарабатываем, детей воспитываем... А, оказывается, дети-то грамотнее нас. И куда потом школьные знания из наших голов деваются?..
И все же многие, нашедшие у себя ошибки, готовы повторить экзамен. Подготовиться и прийти на диктант в следующем году. Потому что им не все равно. Кстати, если наш диктант назывался «А вам не все равно?» (его писали на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и в Новой Зеландии), то в Западной Сибири, Казахстане и на Урале люди писали вторую часть текста: «Мне не все равно». А в европейской части России и Европе третью: «И нам не все равно!» Особых различий в сложности текстов не было. А вот из названий ясно – всем, кто писал, до сохранения русского языка есть дело!
Как написали ангарчане, пока неизвестно. Результаты будут опубликованы на сайте «Тотального диктанта» и оглашены 10 мая в гимназии №8. Победителей ждут призы.