На прошлой неделе в ДК нефтехимиков с новым рок-спектаклем приехал знаменитый «Театр Пилигримов». Сказать, что зал был полон, – значит ничего не сказать: там просто яблоку негде было упасть! Только вот настроены зрители в конце рабочей недели оказались весьма легкомысленно.
Поэтому еще до начала спектакля бессменный руководитель «Театра Пилигримов» Владимир Соколов обратился к залу: «Мы приехали не с развлекательным шоу... Наш сегодняшний спектакль «Оберег» – о Великой Отечественной войне. О парнях, которые уходили на фронт восемнадцатилетними и погибали в первом же бою. Здесь нужно будет подумать, включить сердце...»
С первых же аккордов улыбки с лиц даже самых безбашенных оторв-подростков как метлой смело. Восемнадцатилетний парень успел влюбиться, хотел жить. И... ушел на фронт. В своем единственном письме он пишет: «Завтра первый бой. Думаю, что из нас выживет где-то пять процентов. Я в это число не попадаю...» И правда – первое сражение становится последним. И не помогает любовь... Может, оберегом солдату должна была стать вера? Но на заднем плане идут архивные кадры: разрушение иркутских церквей в тридцатых годах, массовые расстрелы священников, плачущие и молящиеся люди... У этих парней не было веры.
Она возродилась в их несчастных подругах, получивших похоронки, оставшихся один на один с войной, а потом – и с долгожданной Победой. От которой у них немного радости – ведь погибших любимых можно увидеть теперь только во сне... Сон девушки погибшего солдата отозвался в зале слезами. И подростков, и вполне взрослых еще не разучившихся сострадать людей.
Ну а в финале и главная героиня, и подобные ей девчонки, и парни, которые все же вернулись с войны, и те, кто не вернулся из боя, предстают перед нами уже не как отдельные лица, а как целый народ. Великий народ, который нельзя победить. Который руками живых станет отстраивать страну заново. А памятью погибших будет дорожить.
Зрители хлопали стоя. В их числе были и несколько ветеранов Великой Отечественной. По словам Владимира Соколова, именно их оценка – главная награда. Ведь они через шестьдесят с лишним лет смогли увидеть и прочувствовать свою историю, положенную на музыку совсем другого поколения. А значит, все удалось.
Может, отчасти благодаря тому, что история на сцене была невыдуманной? Восемнадцатилетний парень, погибший в первом своем бою, – родной дядя Владимира Соколова. Ну а стихи Пастернака, как дух времени, в сочетании с историей навязанного стране безверия придают спектаклю тот жизненный объем, который заставляет нас принять историю как должное.
И все же, может, роль веры как оберега немного преувеличена? Владимир Соколов считает, что нет: «Эта эпоха, как бы ее ни старались причесать, не была совершенно атеистичной. По себе могу судить – меня в советские годы из консерватории пытались выгнать за то, что ходил в церковь. Не выгнали: мой отец – не последний дирижер – замолвил слово. А в войну люди вообще массово начали к вере возвращаться. Слишком страшно было, чтобы жить без опоры. Даже Сталин на период войны дал возможность уцелевшим священникам служить и прекратил гонения на верующих...»
Возможно, спасет вера людей и сейчас. Когда, как утверждает президент, у нас везде полная свобода... Хочешь – любишь, хочешь – ненавидишь, хочешь – воруешь...
А надо бы мыслить по «Оберегу», совсем другими категориями: холод, смерть, рождение, весна, война... И тогда у жизни появится другой смысл. Ради которого жили те, восемнадцатилетние, не попавшие в пять процентов, и их подруги. Ради которого стоит жить и нам.