В минувший четверг, 26 апреля, во Дворце культуры «Энергетик» вновь собрал своих почитателей народный ансамбль русской и казачьей песни «Краснотал». И хотя зрительный зал не был полон – народная культура у нас, к сожалению, не в чести, – зато здесь точно собралась «своя» публика. Зрители не только знали слова песен, они с удовольствием подпевали ансамблю и, кажется, порой даже были готовы пуститься в пляс!
И, кстати, было от чего. Программа концерта «Прекрасно жить, когда душа поет» включала в себя самую популярную часть репертуара «Краснотала», к которой в этом творческом сезоне добавилось несколько новых песен. Традиционные песни петь непросто, здесь мало овладеть собственно техникой народного пения. Как пояснил руководитель ансамбля «Краснотал» Виктор Крупеня, песня должна «прижиться» в коллективе. Очень часто песня «не идет», а давить на нее нельзя – не тот формат. В таком случае песне просто надо «отстояться».
«Просыпайся, Русь» – одну из самых пронзительных своих вещей, которая звучит подобно набату, в ансамбле «обрабатывали», как признался Виктор Петрович, около трех лет. Зато теперь без этой песни не обходится практически ни одно выступление «Краснотала». И она такая в репертуаре не одна. А работа над новыми произведениями в ансамбле продолжается.
Концерт, уже по традиции, состоял из двух отделений: в первом звучали русские народные песни, во втором – казачьи. Хотя, по мнению Виктора Крупени, это искусственное разделение. Ведь изначально казаки считались великороссами. И пели они те же самые народные песни. Правда, со временем песни, исполняемые казаками, приобрели специфические черты, прибавили в силе и благородстве: полувоенный казацкий быт наложил на них свой отпечаток.
А еще мне показалось, что жизнерадостных и беззаботных песен было больше в «русской» части концерта, тогда как во втором отделении преобладали серьезные вещи, исполненные недобрых предчувствий и опасений за судьбу России. Веселые и грустные песни в концерте чередовались, рисуя, по сути, человеческую судьбу, в которой порой на смену смеху и шутке неожиданно приходят тоска и слезы.
Виктор Петрович остался доволен своими артистами. «Ко мне идут петь замечательные люди», – уверен руководитель. Единственное больное место – то, что мало в ансамбле молодых исполнителей. Да и в зрительном зале молодые лица были скорее исключением, чем правилом. Но откуда в представителях современной России взяться любви к традиционной народной культуре, если нам это не внушается с детства? Единичные «прививки» на уроках музыки или, если повезло больше, в музыкальных школах – это капля в море. Хотя, может быть, чтобы понять подлинную ценность русских песен, нужно просто подольше пожить на свете?..