С 2006 года у налогоплательщиков появилось право участвовать в обсуждении материалов налоговой проверки.
Анализ рассмотренных материалов проверок показывает, что наиболее часто спор с налоговым органом возникает по причине представления налогоплательщиками документов, не являвшихся предметом налоговых проверок, а также подтверждающих своевременное и надлежащее исполнение предусмотренных законом обязанностей, или уточнений в налоговую отчетность, заявлений о наличии смягчающих обстоятельств и разногласий в отношении применения материально-правовых норм.
За 2011 год инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску рассмотрено 659 возражений налогоплательщиков на ее решения, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля, и на иные ненормативные акты – на общую сумму 422 млн рублей. За аналогичный период предыдущего года было рассмотрено 570 возражений на сумму 796 млн рублей.
За первый квартал 2012 года инспекцией рассмотрено 112 возражений на общую сумму 68 млн рублей.
От общего количества оспоренных актов в 2011 году 73 процента, а в 1 квартале 2012 года 84 процента удовлетворены в пользу налогоплательщиков (полностью или частично).
При определении налоговых санкций одной из основных причин полного и частичного удовлетворения требований налогоплательщиков явилось применение смягчающих обстоятельств, заявленных в ходе рассмотрения возражений: в 2011 году – 44 процента, в 1 квартале 2012 года – 56 процентов.
Итоги работы по досудебному урегулированию споров показывают, что инспекция объективно рассматривает претензии налогоплательщиков и большую часть их удовлетворяет без судебного разбирательства.
Наталья Азюк, начальник ИФНС по г. Ангарску