За неделю до Дня Победы город начало лихорадить – на некоторых автобусах появились таблички «Льгот нет». Льготники, большей частью пожилые, были вынуждены, имея проездной, оплачивать проезд наличностью.
У администрации города на это событие взгляд один – отрицательный. Что ж, власть должна в первую очередь поддерживать людей. Людьми в данной ситуации считаются льготники. А вот то, что перевозчики тоже люди, что подобные действия – реакция на предвзятое отношение властей, для чиновников не очень важно.
В итоге после первой недели неудавшегося диалога между городской властью, управлением социальной защиты, опеки и попечительства Ангарского района и двумя перевозчиками – ИП Коротких (маршруты №№41, 27 и 28) и ИП Белозор (маршруты №№17 и 7) – ситуация не сдвинулась с места ни на сантиметр. Перевозчики отказались возить людей по проездным, потому что, по их утверждению, соцзащита отказала им в компенсации этих перевозок.
Сергей Белозор рассказал, что еще два года назад он пытался поступить так, как велит закон в данном случае, – заключил договор с соцзащитой, стал печатать проездные. Но его билеты не устроили других перевозчиков, которые отказались перевозить в своих автобусах пассажиров с проездными ИП Белозор. Он, в свою очередь, отказался возить льготников по проездным других перевозчиков.
Понятно, что каждый перевозчик-частник «тянет одеяло» на себя. Прибыль нужна каждому. Но тогда городская власть не предприняла никаких мер для того, чтобы разрешить эту ситуацию и взять бремя ответственности за проездные на себя. А ведь к ней обращались! Тот же Белозор дважды направлял письма на имя главы города Леонида Михайлова с просьбой разобраться в проблеме и посодействовать в ее решении. Письма были приняты официально, но остались без ответа.
И теперь сложилась следующая ситуация – на сегодня пункты продажи проездных билетов есть только у Автоколонны 1948 и МУП «Ангарский трамвай». Остальные перевозчики либо заключают договоры на реализацию билетов с этими предприятиями, либо никаких проездных не продают и, следовательно, никаких компенсаций не получают. И это при том, что в договорах у них прописано – «возить льготников обязаны».
Сергей Белозор посчитал такую постановку вопроса несправедливой. И повесил таблички «Льгот нет». Не затем, чтобы стариков обидеть. А чтобы привлечь внимание власти. Об этом говорит и гражданская позиция предпринимателя – перед Днем Победы он снял эти таблички со своих автобусов.
Но проблема не решена. И 10 мая протестующие перевозчики были вновь приглашены в администрацию города. Геннадий Коротких на заседание не пришел, Сергей Белозор, уставший от безрезультатной ходьбы по кабинетам, отправил своего заместителя. Но чудо свершилось! Сделан первый шаг навстречу. Администрация предложила ИП Белозор заключить на три месяца договор на реализацию его проездных в торговых точках МУП «Ангарский трамвай» или Автоколонны 1948. За эти три месяца предприниматель должен оборудовать собственную точку продажи проездных билетов. C его билетами люди смогут ездить и на маршрутах других перевозчиков.
Давно бы так! У нас пока гром не грянет, мужик не перекрестится? Для решения проблемы потребовалась протестная акция.
А вот с ИП Коротких отношения у чиновников до сих пор не «срослись». И потому по-прежнему ездят по городу автобусы №№41, 27 и 28 с табличками «Льгот нет».
Начальник транспортного отдела администрации города Иван Лукьянов объяснил журналистам, что в решении не возить льготников Геннадий Коротких уже не столь категоричен. Теперь и для него ищут приемлемый вариант. Пока найти не могут. Дело в том, что у ИП Коротких, единственного в городе, договор на осуществление перевозок по маршрутам составлен в устаревшей форме, не такой, как у всех перевозчиков. Через неделю решено организовать встречу этого перевозчика с министром социального развития Иркутской области. Только министр вправе изменить порядок выплаты компенсации для отдельного перевозчика.
А стоит ли игра свеч? По словам Ивана Лукьянова, по городу ходит 150 автобусов. Из них 15 – по маршрутам ИП Коротких. Доехать в любую точку Ангарска можно и на другом транспорте. Но тогда будут нарушены права малого предпринимателя. А предприниматели, как известно, у нас тоже люди. И их права защищает антимонопольная комиссия. Поэтому компромисс ищут. А льготники пока обходят автобусы маршрутов №№27, 28 и 41 стороной.