Так назывался концерт солиста студии академического вокала ДК нефтехимиков Валерия Пьянкова, состоявшийся в минувшую субботу, 12 мая, в библиотеке профкома АНХК. Место подходящее – в помещении читального зала регулярно проходят заседания «Литературной гостиной», – творческие коллективы дворца облюбовали его в последнее время, пока в основном здании идут ремонтные работы.
О старых добрых временах здесь напоминают высокие потолки, лепнина, мебель, картины в духе соцреализма на стенах. Так что «Песням со старой пластинки» было под этими сводами очень комфортно. Тем более что прозвучали они под живой фортепианный аккомпанемент концертмейстера и руководителя студии Ирины Вернохаевой в редком на сегодняшний день классическом исполнении.
Концерт, состоявший из лучших произведений советского песенного искусства 30-80-х годов XX века, как и жизнь того поколения, был разделен на две части Великой Отечественной войной. В первое отделение вошли довоенные лирические песни и песни, сочиненные в 1941-45 годах. Во второй половине вечера прозвучали послевоенные композиции – попытки авторов осмыслить эту трагедию советского народа, не отпускавшую их еще годы и десятилетия спустя.
Подобная программа, состоящая из самых популярных музыкальных произведений советского радио и кино, уже была в репертуаре студии академического вокала. Только тематика была другой – о любви. Часть композиций оттуда вошла и в «сольник» Валерия Пьянкова. Но здесь у песен появляется еще одна функция – они приобретают силу оружия, как говорил про свою «Темную ночь» Леонид Утесов.
Кроме чисто эстетического удовольствия, концерт позволил зрителям получить немало интересных сведений о давно любимых мелодиях. Например, сравнить несколько вариантов танго: начиная от трогательного довоенного «Вам возвращая ваш портрет...» и заканчивая посвященным тем, кто остался в живых, и тем, кто не вернулся с войны, «Танго для всех» Александра Журбина. Еще больше прозвучало вальсов известнейших советских композиторов. И песен, без которых наше поколение не представляет военного времени: тех же «Журавлей» на стихотворение Расула Гамзатова, «Друзей-однополчан», «Москвичей» (о «Сережке с Малой Бронной и Витьке с Моховой») и многих других.
Экскурс в историю песен помогала совершить ведущая вечера Валентина Шушакова. Дополнением к музыкальным произведениям стала коллекция стихотворений поэтов-фронтовиков – «юношей 1941 года». Валентина Дмитриевна приоткрыла зрителям «пороховые погреба воспоминаний» Давида Самойлова.
Да и публика собралась благодарная. Большинство слушателей – люди старшего поколения, которым эти песни помогали если не воевать (а на вечере присутствовало несколько ветеранов), то строить новую жизнь. С ними они радовались и грустили, любили и теряли. Поэтому неудивительно, что с первых строк собравшиеся стали подпевать исполнителю, а последние песни, освоившись, пели уже хором. Ведь «старая пластинка», как пел когда-то Владимир Трошин в песне, давшей название этому концерту, «с годами устареть не могла», и их юность «и сейчас в ней живет».