В мае 2012 года художественному руководителю и режиссеру народного театра «Факел» заслуженному деятелю культуры России Александру Кононову исполнилось 65 лет. И 45 из них он провел в неустанной творческой деятельности – репетируя, играя, режиссируя, выводя массы на стадионы. За эти годы юбиляр привлек к театру тысячи сердец, изменил судьбы сотен людей, направив их в творческое русло, и стал прямым виновником того, что десятки актеров-любителей, прошедших школу «Факела», выбрали сценические подмостки местом своей профессиональной деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что творческий вечер 23 мая, посвященный двойному юбилею Александра Ивановича, прошел в театральном зале Дворца культуры «Современник» при большом скоплении народа.
Виновник торжества не ожидал, что у него в этот день будет столько гостей, приготовивших массу сюрпризов. Сам Александр Иванович начал тоже весьма неожиданно, появившись перед публикой в рубище и шапочке еврея-ростовщика из «Скупого рыцаря» – и с монологом Скупого, в котором с первых слов зрители узнали слог Кононова-поэта:
...О если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые во множестве спектаклей,
На эту сцену вылилися вдруг, –
То был бы тут потоп – я б захлебнулся!
В перерывах между поздравлениями Александр Иванович рассказывал о себе – юбилей, тем более двойной, накладывает свои обязательства. Кроме того, название вечера – «Без занавеса» (а именно так проходят спектакли в театре «Факел») – тоже подразумевало, что скрывать коллективу и режиссеру, не отделяющему себя от театра, нечего.
В итоге всплыли интересные подробности биографии Александра Кононова. Например, что в культуру Ангарска он буквально въехал на броневике. В 1967 году для парада в честь 50-й годовщины Советской власти был создан специальный «броневик», а в роли вождя пролетариата выступил Александр Кононов – кому-то показалось, что он похож на Ленина.
По правде говоря, оставаясь приверженцем русской театральной школы, он и сегодня по-хорошему революционен во всем – от каждой последующей постановки до взглядов на нынешнюю культуру. Его спектакли неслучайно становятся лучшими на театральных фестивалях.
В своем видеопоздравлении Александру Кононову его соратник Владимир Байчер, доцент кафедры режиссуры Театрального института имени Бориса Щукина и РАТИ-ГИТИС, неоднократно приезжавший на ольхонский фестиваль, назвал его «исключительным режиссером, настоящим подвижником. На таких людях держится русский театр». Поздравление Александру Ивановичу прислал председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.
И прямо во время праздника на сцену принесли телеграмму от театрального критика Елены Левинской, которая вспомнила, как Кононов в роли Подколесина в финале дипломного спектакля «Женитьба», к удивлению зрителей и перепугу арбатской публики, выпрыгнул из окна 3 этажа на козырек над входом в Щукинский институт, куда еще не ступала нога человека, и стал призывать извозчика! Телеграмма заканчивалась словами: «Брось все и поступай на сцену наконец-то!»
Рассказывал Александр Иванович о своей судьбоносной службе в армии. Три года, проведенных в ансамбле «Волна» Ленинградского Краснознаменного флота, неожиданно аукнулись при постановке спектакля по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня» – на сцене «Факела» тогда возник образ корабля, плывущего в никуда.
Поздравления чередовались с отрывками из спектаклей, которые показывали как актеры театра, так и участники молодежной и детской студий при «Факеле». В этот вечер прозвучало немало песен, слова к которым написал Александр Кононов – в том, что он не только режиссер и актер, но и прекрасный поэт и сценарист, успели убедиться все.
И тем не менее гости открывали в юбиляре все новые таланты. Начальник отдела по культуре администрации АМО Елена Кириченко, тоже бывшая актриса «Факела», доказала, что Александр Иванович – необыкновенный управленец: иначе как бы он мог столько лет быть организатором и вдохновителем фестиваля на Ольхоне? Художественный руководитель «Современника» Татьяна Черепанова рассказала, что юбиляр ко всему прочему отличный домохозяин: он выращивает на подоконнике своей квартиры множество цветов и даже ананас, собственноручно посаженный. Необъяснимым остался только один из его талантов – откуда Александр Кононов берет энергию для новых проектов и постановок.
Возможностью объясниться этому, без преувеличения, великому человеку в любви, сказать слова благодарности смогли воспользоваться не все – время юбилея, даже двойного, ограничено. Однако праздник Александра Ивановича оказал магическое действие на ангарчан: в этом зале сошлись люди разных сфер деятельности, имевшие когда-то или имеющие сейчас отношение к театру, ангарчане и иркутяне, принадлежащие к разным учреждениям и дворцам культуры, – настолько всеобъемлюща личность виновника торжества.