Случалось ли вам после просмотра удачной театральной постановки испытывать теплое, щемящее чувство благодарности к создателям спектакля? А приходилось ли хоть раз задумываться, скольким людям пришлось серьезно поработать, чтобы театральное действо затронуло души зрителей и заставило их размышлять? Понятно, что в первую очередь признательность публики относится к актерам и режиссерам. И практически всегда за кулисами – в прямом и переносном смысле – остаются люди, благодаря которым актеры чувствуют себя на сцене комфортно и без чьей помощи зримый образ спектакля будет незавершенным. Речь идет о театральных художниках, художниках-сценографах.
По правде сказать, эта специальность актуальна только в профессиональном театре, в безденежных любительских театрах, коими все еще богат наш город, роль художника-постановщика, как и многие другие, берет на себя, как правило, режиссер. Или – как вариант – труппа пользуется услугами приходящего художника, который появляется перед выходом спектакля и помогает с декорациями.
Однако в одном из любительских коллективов Ангарска – образцовом театре «Росток» средней школы №4 – имеется официальная должность художника-постановщика, которую уже 15 лет занимает Вячеслав Прошин. Это очень удачное для «Ростка» исключение из общего правила – случайный осколок некогда мощного школьного эстетического отделения. Итог многолетней работы Вячеслава Николаевича – около 30 театральных постановок и книга под названием «Сценография в школьном театре». Практическое пособие, рассказывающее, как и из чего создавать спектакли в условиях вечного недофинансирования.
Сегодня Вячеслав – один на три ангарских театра: не оставляя «Росток», он вместе с режиссером Александром Говориным работает в «Чудаке» Дворца культуры нефтехимиков и, кроме того, является одним из руководителей шоу-театра масок ДК «Энергетик», поролоновых героев которого делает сам. Однако при всей занятости Вячеслав Прошин нашел время, чтобы поподробнее рассказать о своей профессии.
– Вячеслав, театральным художником рождаются или становятся?
– У меня отец был художник, он многому меня научил еще в детстве. Учась в школе, я помогал учителям, расписывал стенды и даже стены в классах. Многие говорят, что приходят в театр по зову сердца, а я пришел по зову Александра Говорина! Я тогда уже работал в школе №4 организатором, художником-оформителем, вел уроки рисования в начальной школе и кружок по интересам. Иногда оформлял для театра объявления – еще с помощью специальных перьев, помните такие? И когда из «Ростка» ушел художник, Александр Анатольевич пригласил меня. Оказалось, что работа художника в театре – это совершенно иной вид искусства, я ничего тогда об этом не знал, начал с нуля. И учусь этому до сих пор.
– Расскажи о своих первых опытах в качестве сценографа.
– Мой первый спектакль назывался «Всё кувырком». Это было собрание театральных миниатюр, связующей нитью для которых стал образ карусели. Следующей работой стала «Русалка» по пьесе Александра Пушкина. Центр задника занимало огромное дерево с черновиками рукописей на ветвях и зияющим черным входом посередине. С этим спектаклем «Росток» взял на театральном фестивале в детском лагере «Океан» первое место за сценографию. Этот успех, наверное, и сыграл свою роль в моем становлении в качестве театрального художника. Я «оброс» знакомствами в театральной среде, узнал многих интересных людей, стал читать хорошую литературу, погрузился в неповторимую атмосферу «поездок, выездок, гастролей», как говорил Леонид Беспрозванный…
– Кого ты можешь назвать своими учителями в сценографии?
– Моим первым наставником стал режиссер Александр Говорин. Его терпению остается только позавидовать – взять к себе в театр молодого человека с навыками рисовальщика и сделать из него театрального художника! Когда я познакомился с Леонидом Владимировичем, он давал мне книги по сценографии. Он же, кстати, сподвиг меня на оформление детской книги «Светлые улицы», внушив уверенность, что мне такая работа по силам. И его последней книгой «Родина души», которую недавно сдали в печать, по настоянию Леонида Владимировича тоже занимался я. С появлением онлайн-спектаклей и других интернет-ресурсов появилось много возможностей учиться, черпать новые идеи, развивать их.
– А как бы ты охарактеризовал свой стиль работы?
– Моя сценография минималистична, лаконична, достаточно условна, без вычурности. Задача театрального художника – создать образ спектакля, комфортную среду для существования актеров на сцене. Средства для этого используются самые разные. Даже классические постановки могут иметь футуристическое оформление. Я люблю абсурд: у нас в спектакле «Трое в море» по пьесе Станислава Мрожека действие происходило на небольшом пятачке в центре нашей комнаты в подвале театра, а публика сидела не только в зрительном зале, но и на сцене. «Росток» – последователь игровой вахтанговской школы, и Александр Анатольевич не требует от меня фундаментальных декораций, как во МХАТе. У нас с ним сложился хороший тандем, Саша полностью доверяет моему художественному вкусу и чутью.
– При том безденежье, которое сегодня царит в наших школьных и народных театрах, как удается создавать декорации?
– Из чего только я их не делал за эти 15 лет! Решетками для спектакля «Чиполлино» были покрашенные в разные цвета кроватные сетки, найденные в школьном подвале. Главным сценографическим пятном одной из моих любимых постановок «Живой труп» по Льву Толстому стало сооружение из лестниц, сваренное из железных труб (он тоже получил приз за лучшую сценографию на фестивале в Калуге). В работе под названием «Квадратура круга» две молодые семьи в одной комнате комсомольского общежития разделял физкультурный конь. Несколько лет назад мы поставили «Все это не так просто» – там для декораций я использовал сантехнические трубы. Сценограф обязан владеть разными материалами. У меня в мастерской есть как набор плотника, так и швейная машинка. Приходилось заниматься видеоинсталляциями, рисовать мульфильмы. Причем творческий процесс подготовки к спектаклю мне всегда нравится больше, чем результат, хотя у меня много любимых постановок: те же «Живой труп» и «Квадратура круга», «Невидимые друзья».
– Тебе не тесно в рамках профессии сценографа – ведь ты и сценарии, и музыку для сказок в театре масок пишешь, и ростовые куклы делаешь, и, насколько я понимаю, это далеко не полный список твоих занятий?
– Я действительно не остаюсь в этих рамках. Двигаюсь дальше! Побывал главным художником на карнавале в честь 60-летия Ангарска и теперь совершенно не боюсь больших пространств. Сейчас меня пригласили быть художником на фестивале памяти Леонида Беспрозванного, который будет проходить на турбазе «Утулик» с 22 по 28 августа.