Глоток свежего воздуха принесла в Ангарск выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства художников Усть-Илимска – города на северо-западе Иркутской области, построенного на реке Ангаре. По крайней мере, общие ощущения от коллективной экспозиции, открывшейся 21 июня в выставочном зале Ангарского городского музея и посвященной 75-летнему юбилею Иркутской области, у большинства присутствовавших на вернисаже были именно такие.
Мы с большим уважением относимся к творчеству ангарских художников, но темы и идеи, предложенные нашими северными соседями, а главное – их воплощение (более свободное, более раскрепощенное) показались желанным сквознячком в жаркий июньский день. Это признали и художники-ангарчане, традиционно ставшие одними из первых посетителей выставки.
60 работ 27 усть-илимских авторов, выполненные в различных техниках и жанрах, украсили стены музея. По словам заведующей выставочным залом Ольги Новокрещенных, здесь представлен почти весь спектр творчества художников Усть-Илимска, являющий собой причудливый сплав нескольких художественных школ: таллиннской, белорусской, ленинградской, московской и сибирской. В итоге искусствоведы стали уже поговаривать о возникновении в Усть-Илимске новой художественной школы.
О живописцах, графиках и прикладниках из северного города рассказывала сама Ольга Иннокентьевна: никого из авторов на вернисаже не было. «Горячая пора» в филиале Иркутского государственного педагогического университета, к художественно-графическому факультету которого имеет отношение каждый второй из них, не позволила им присутствовать на открытии. Но экспозиция будет работать два месяца, и на торжественное закрытие выставки, которое запланировано на 23 августа, художники из Усть-Илимска должны приехать.
Несмотря на общие узнаваемые черты «художественного лица» города, все авторы мыслят и пишут по-разному. На выставке можно увидеть как работы старейших художников Усть-Илимска (Александра Домбровского, Геннадия Максакова, Ивана Малашенко, Анатолия Погребного), имена которых стали знаковыми, так и картины, созданные молодой творческой порослью.
Но молодость здесь не значит неопытность, наоборот, придает смелости. Так, некоторые из представленных на выставке произведений совсем недавно, в мае 2012 года, участвовали в международной выставке среди дипломных работ выпускников высших и средних специальных учебных заведений Иркутской области. И шестеро из восьми участников получили призовые места – пять первых и одно третье. «Портрет бабушки» Екатерины Зерниной, нарисованный углем на бумаге, оказался первым в номинации «За оригинальную графику».
Пожалуй, самым объемным экспонатом выставки стал гобелен – тоже дипломная работа одного из участников. Усть-илимцы, видимо, любят работать на больших площадях – независимо от материала (бумага, холст, картон, ткань) многие работы выделяются своими размерами.
Как заметила Ольга Новокрещенных, такой большой разброс техник и жанров зависит, скорее всего, от принципов преподавания на художественно-графическом факультете филиала ИГПУ в Усть-Илимске. Там для молодых художников не ставят каких-либо рамок, напротив – позволяют развиваться в том направлении, в котором им хочется. Может быть, отсюда и смелость, и новшества, и трепетное отношение даже к «вечным», затертым темам.
А может быть, все дело в том, что Усть-Илимск младше Ангарска: статус города рабочий поселок получил лишь в 1973 году. Художники со всего Советского Союза устремились туда в 70-80-х годах XX века вместе со специалистами в разных областях жизни, и эта творческая ниша по сей день остается не освоенной до конца.
Как бы то ни было, выставка открыта. Теперь ангарчане, которые хотели бы познакомиться с чем-то новым в живописи и графике, могут сделать это, придя в выставочный зал городского музея. Эти работы не оставят равнодушным ни одного человека с чуткой душой!