18 апреля народный театр «Чудак» Дворца культуры нефтехимиков приготовил для своих поклонников сюрприз – показал спектакль по пьесе прозаика, поэта и драматурга Петра Гладилина «Похищение Сабинянинова». В интерпретации Леонида Беспрозванного, постановщика спектакля, данное театральное действо называется «Похищение С.». Премьера состоялась в 2008 году, но через некоторое время спектакль перестали играть, так как одна из актрис, занятых в нем, переехала из Ангарска в Москву. Посетив наш город, она предоставила возможность ангарскому зрителю вновь увидеться с героями этой истории и окунуться вместе с ними в печальный, юмористический, философский текст пьесы, содержащий древнейшие знания о природе мужчин и женщин.
По словам Владимира Путято, исполнителя главной роли, это спектакль о тяжелой мужской судьбе. Его герой, Владимир Сабинянинов, воспоминания которого, по замыслу режиссера, и составляют действие, внутренне разрывается между двумя разными, как библейские Лилит и Ева, женщинами. Каждой из них он поочередно позволяет себя соблазнить, каждую, будучи нравственным человеком, искренне любит.
Когда петербургская балерина Ангелина (Ирина Марфина) и одесская рыбачка Мария (Лариса Шупарская) решают за него, что именно с ней он должен остаться и создать семью, он соглашается с каждой. Отчасти его чрезмерную уступчивость может оправдать способ, к которому женщины поочередно прибегают, чтобы добиться своего. Обе они оказываются вместе с ним на судне посреди ночного зимнего моря – это становится возможным, потому что он работает механиком корабельных двигателей. Обе пускают судно ко дну (есть верный способ, какой – говорить не буду, приходите на спектакль – узнаете! – авт.) и, держась из последних сил на поверхности холодной черной воды, вырывают у него признание в любви и обещание быть вместе. Слово свое Сабинянинов держит, хотя происходящее заставляет его мучиться. Страдают и обе его возлюбленные, и семеро дочек от второго брака. Но все участники этой ситуации находят из нее выход. Женщины, едва не покончив друг с другом на дуэли, обретают мудрость, объединяют свои семьи и живут под одной крышей в квартире Ангелины, где она учит дочерей своего мужа балетным па. Но – без Сабинянинова, который просит обеих отпустить его и отправляется за своей мечтой – созданием невидимого двигателя будущего.
Как честно заявлено в афише, это «современная история с элементами балета и синхронного плавания». Эти самые элементы, придающие действию театральность, незаметно врастают в плоть пьесы и приобретают философское значение (сразу видна работа настоящего драматурга: можно вывести концепцию пьесы, проследив только вставки «балета» и «синхронного плавания»). Работа художника Вячеслава Прошина по оформлению спектакля помогает зрителям глубже окунуться в действие и в то же время дает пищу для размышлений над символическим смыслом каждой представленной на сцене декорации.
Конечно, жизненная правда спектакля тесно переплетается здесь с театральной условностью и гротеском, что позволяет автору пьесы, а вслед за ним режиссеру и актерам в очередной раз показать сложность и неустройство мира. Что это: портрет слабого мужчины рядом с сильными, целеустремленными женщинами – одна из болезней современного общества? Попытка переместить библейских героев в нашу действительность? Или каждый из основных персонажей – олицетворение инстинкта в предлагаемых обстоятельствах? Однозначного ответа нет и быть не может: каждый, кто видел и увидит этот спектакль, сделает свои выводы. А может быть, придет в «Чудак» еще раз, чтобы вновь спорить с авторами спектакля и размышлять вместе с ними. В любом случае, кроме приятного впечатления от игры актеров, зрители получают повод остановиться посреди бытовой суеты, ежедневно затягивающей каждого из нас в свою зловонную воронку, и подумать. О чем? Каждый узнает об этом только после просмотра спектакля.