В странной и очень запутанной ситуации пребывают жители деревни Совхозная, расположенной в пригороде Ангарска. Формально деревня вроде бы существует. И люди в ней, конечно, живут. Только ни городу, ни району Совхозная не нужна. Иначе как объяснить отсутствие здесь школы, детсада, фельдшерского пункта и хотя бы одного магазина?
Родом из СССР
«Деревня наша появилась в 40-е годы прошлого столетия, – рассказывает пенсионер Виктор Лабуж. – Вначале здесь было подсобное хозяйство депо станции Иркутск-Сортировочный. Затем Совхозная носила статус отделения совхозов «Китойский», «Железнодорожник» (Усольский район), «Максимовщина» (Иркутский район). Какое-то время хозяйство относилось к совхозу-техникуму и к агрофирме «Ангара». Теперь согласно регистрации мы, жители Совхозной, считаемся ангарчанами, поскольку в паспортах, на страничке с отметкой о регистрации, у нас так и записано: «Иркутская область, г. Ангарск». Раньше по указанию города вписывали «дер. Совхозная» и указывали единственную пролегающую по населенному пункту улицу Старомосковская. Но с недавнего времени эту строчку заменили на... 5155 километр. И что это такое – понимайте как хотите!»
Нет хозяйства, есть проблемы
Всего в Совхозной насчитывается около 50 дворов. За медицинской помощью жители какое-то время обращались в фельдшерский пункт, расположенный в Цемпоселке, после обслуживались в Китое, а теперь – в поликлинике №1. Однако к врачам они обращаются, только если болезнь сильно прижмет. Уж очень много времени походы по специалистам отнимают. Если же больному человеку после визита к врачам приходится брать такси, то редкий водитель даже за приличную плату соглашается ехать в Совхозную.
Местные школьники ездят на учебу в Ангарск на электричке, для этого они вынуждены вставать в шесть утра и идти пешком по бездорожью до ближайшей станции больше двух километров. Особенно тяжело им приходится зимой – в морозы и по темноте.
«У меня за наших ребятишек вся душа изболелась, – вздыхает старейшая жительница Совхозной Анна Калинина. – Поднимаются ни свет ни заря, а возвращаются поздно вечером. Раньше, бывало, отучатся они в первую смену и на двухчасовой электричке назад едут. Теперь же этот пригородный поезд отменили, и ребята наши после учебы до вечера на вокзале вынуждены околачиваться. С нового учебного года моя внучка пойдет в 5 класс и будет во вторую смену заниматься, а в город ей все равно придется рано утром ехать, так как одиннадцатичасовую электричку тоже отменили!»
Анна Петровна всю жизнь трудилась на совхозной ферме, где коров было 170 голов. Сейчас от фермы остались одни сваи. Она с ностальгией вспоминает о советском прошлом, когда всем селянам хватало работы, а ребятишек организованно возили в школу. Бабушке скоро исполнится 82 года, она говорит, что свое уже пожила, а вот за детей и внуков ей очень неспокойно.
Назад в будущее
После окончания школы парни и девушки, живущие в Совхозной, стараются получить профессию и закрепиться в городе, так как каких-либо перспектив с трудоустройством в своей родной деревне они не видят. Однако из-за трудностей с жильем через год-другой многие все же возвращаются домой, в родное село, где обзаводятся семьями, рожают и воспитывают детей.
О том, чтобы в деревню ходил рейсовый автобус, люди мечтают давно. Но они понимают – гробить транспорт на разбитой дороге ни один автоперевозчик не согласится. Да и мост через реку Еловку весь в колдобинах, как стиральная доска, и давно требует капитального ремонта.
Жители признаются: летом им чуть полегче, поскольку на время дачного сезона организовано движение автобусов из Ангарска до садоводств «Сибирская Вишня» и «Огоньки». Но от дач до деревни им опять же приходится преодолевать приличное расстояние. Учитывая, что из города они с пустыми руками не возвращаются (продуктов набирают с запасом на несколько дней), дорога дается им нелегко.
– Нам обидно, что о нашей деревне, которая пусть формально, но относится к Ангарску, депутаты и чиновники вспоминают, только когда речь заходит о выборах, – возмущаются селяне. – Вот тогда нам и автобус выделяют, и к месту голосования в Юго-Восточный всех дружно возят. Сколько раз уже обещали дорогу отремонтировать, но все осталось лишь на словах. Мы не понимаем, почему к жителям Савватеевки, Одинска у власти совсем иное отношение?!
Дорожный вопрос под контролем?
По словам заместителя мэра АМО Любови Субботиной, часть дороги, ведущей к Совхозной, находится на балансе района, за обслуживание другой части отвечает город.
– Недавно мы провели комплексное обследование участка дороги, который относится к Ангарскому муниципальному образованию. На основании этого обследования готовится проектно-сметная документация на капитальный ремонт дорожного полотна. Затем документ будет представлен на рассмотрение бюджетной комиссии и включен в план работы, – сказала Любовь Васильевна.
Начальник департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации города Ангарска Василина Шунова признала: дорога до Совхозной действительно находится в неудовлетворительном состоянии. Она заверила, что в течение двух недель там будет произведен ямочный ремонт. А капитальный ремонт внесут в реестр дорожных работ 2013 года.
Остается надеяться, что так или иначе дорожный вопрос жителей Совхозной наконец сдвинется с мертвой точки и тогда уже можно будет вести речь об организации движения маршрутных автобусов до этого населенного пункта. Хоть одной проблемой станет меньше...