Конечно, Маньчжурия – это не Таиланд, не Греция, не европейский мегаполис и не морской курорт. Это даже не Китай с его вековыми традициями. Это Внутренняя Монголия, небольшой (по китайским меркам) городок на севере КНР. 500 метров таможенной зоны отделяют Манжуоли (так на китайском языке называется город) от нашего провинциального городишки Забайкальска. При этом Маньчжурия была и остается одним из самых популярных мест посещения у россиян, желающих совместить недорогой отдых с недорогим же шопингом. Многие вообще считают Маньчжурию не заграницей, а большим российским рынком, куда всегда можно съездить за шубой, плазменным телевизором, шторами и постельным бельем. В начале июля мне впервые довелось побывать там, куда каждый день стекаются толпы наших «челноков». На обратном пути я, как заправский «кэмел», тоже везла немало вместительных сумок, но еще больше – впечатлений.
В Маньчжурию можно приехать разными путями. Вернее, путь один – через Забайкальскую таможню. А вот способы – разные. Можно выкупить шоп-тур в турфирме своего города и ехать в автобусе. Или с путевкой отправиться к границе на поезде, а там пересесть на рейсовый автобус «Читаавтотранс». Мне по нраву пришлась поездка «дикарем». В Забайкальске немало фирм, готовых перебросить тебя за кордон. Мы выбрали ту, где работают бывшие таможенники, которые по договоренности с китайскими и российскими коллегами проводят своих клиентов по «зеленому коридору». Полтора-два часа несложных хлопот – и ты в Китае. Опять же по договоренности экс-таможенники везут туристов в китайскую турфирму, где тебя определят в отель, поменяют рубли на юани и при необходимости бесплатно поделятся ценными советами по шопингу и развлечениям.
Те, кто представляет себе Маньчжурию как одну большую «шанхайку», сильно заблуждаются. Китайского рынка в привычном для нас понимании там нет. Даже сами туристы называют рынками большие магазины, где можно купить все – от брелока на телефон до домашнего кинотеатра. Бутики буквально завалены одеждой и товарами бытового потребления. При этом все аккуратно, красиво, просторно. Заходи, выбирай, торгуйся.
Перед поездкой «знающие» люди пугали нас сложностями таможенного перехода, дороговизной товара, невыгодным курсом юаня. «Китайцы перестали торговаться, все пытаются обмануть, порции в ресторанах стали маленькие, а цены большие». Практически все из этого оказалось вымыслом. Торговаться для китайцев – как дышать. Без этого местные продавцы в больших и маленьких магазинах, кажется, и не представляют себе процесса торговли. Цену от названной можно смело сбивать в два, а то и в три раза. Вещь, которую вам предлагают за 100 юаней (по-нашему 500 рублей), в итоге можно купить за 15. При этом продавец все равно останется в выгоде. Иначе бы он вам товар не продал. А вот слухи об агрессивности рассерженных китайских торгашей рождаются не на пустом месте. Иные российские «куни» и «карефаны» ведут себя в Китае так, что и мне хотелось им в лоб дать. Хамство рождает еще большее хамство. Хотя бы в целях собственной безопасности нужно придержать свой язык на чужой территории. Ну а доброжелательность покупателя, улыбки, шутки неизменно ведут... к более выгодной покупке. Китайцы – народ дюже общительный. В ответ на подаренную мною шоколадку симпатичной китайской торговке я получила... дамскую сумку. При этом понятно, что шоколад этот она себе килограммами может покупать хоть каждый день. Просто обменялись любезностями. Ну а грубияна, говорят, могут и побить. Закроют в отделе, навалятся всей толпой – вот и думай потом, на кого и кому здесь писать жалобу.
Но шопинг – лишь одна сторона пребывания в Маньчжурии. Многие едут сюда, чтобы... пообедать. Множество ресторанчиков предлагают отведать блюда русской и китайской кухни. Вкусный, недорогой, экзотический ужин люб каждому туристу. Ну а здешние порции таковы, что три блюда могут занять достаточно просторный стол и желудки пяти человек. Возвращающиеся из Маньчжурки по-разному отзываются об одних и тех же ресторанах – думаю, причина во вкусовых пристрастиях сограждан. Кому-то больше нравится мясо в кисло-сладком соусе, кто-то предпочитает морепродукты, ну а другие даже в Китае желают есть только привычные блины и пельмени.
Те, кто хоть раз побывал в этом городе пяти улиц и миллиона магазинов, непременно привозят домой фотографии малых скульптур, украшающих проспекты и площади Маньчжурии. Самые известные – русские «челноки», танцоры, музыканты. Все без исключения фотографируются на фоне символа русско-китайской дружбы – скульптуры обнявшихся панды и белого медведя, установленной на улице Чжун Су. Я бы посоветовала заглянуть в местные парки. Их, к сведению заядлых шопингистов, не желающих оторваться от затягивающего процесса скупки товаров в китайских лавках, здесь немало, самый популярный – Площадь матрешек и миниатюрных копий российских памятников. Менее известные у наших туристов – парк Павшим воинам, парк Северного озера, Гостевая площадь и площадь Шиминь. Кроме оригинальных скульптур и фонтанов, там имеются установленные для общего пользования тренажеры и массажеры. При этом вы нигде не встретите тех, кто проводит отдых в парке с пивом или напитками покрепче. Что интересно, даже туристы здесь воздерживаются от пития в общественных местах. Сами же китайцы на парковых лавочках любят играть в карты, какие-то национальные шашки-шахматы или просто спать. Красивые клумбы, ухоженные аллеи, кованые фонари довершают облик местных парков.
Ну и напоследок – о языке. Русский здесь знают все без исключения. Правда, владеют им в разной степени. Лично я научила трех разных китайцев трем русским словам – «матрешка», «пенопласт» и «Ангарск». Привычная тема обсуждения наших туристов – здешние вывески. Не надо быть филологом, чтобы видеть все эти немыслимые ошибки, сращения слов и произвольное написание названий. Но я бы не спешила высмеивать это. Они хотя бы пытаются изучить наш язык. Немало и тех, кто достаточно свободно владеет английским. А многие ли из нас являются полиглотами? Кроме приветственного «ни хао» большинство не вывозит из Маньчжурии ни одного нового китайского слова. Только товары неподъемными баулами и ложное убеждение, что мы являемся хозяевами жизни даже в Китае. Умен тот, кто заставляет нас после отчаянного торга платить в пять раз дороже себестоимости вещи и не устает узнавать нас себе во благо. Маньчжурия – город контрастов, безудержного шопинга, ночных огней и сбывшихся желаний. Говорят, что сюда приезжают со всех уголков Китая, чтобы запустить в небо фонарь удачи.