До конца лета в выставочном зале Ангарского музея часов будет работать уникальная экспозиция китайской классической живописи и декоративно-прикладного творчества XIX-XX веков. «Настоящая музейная выставка», – так охарактеризовала ее директор музея Нина Крылова.
Экспозиция предоставлена Иркутским областным художественным музеем имени Владимира Сукачева и благотворительным фондом «Иркутский меценат». Кроме ангарчан, ее могли увидеть жители только двух городов региона: Иркутска, где в фондах музея она и хранится, и Саянска, где она успела побывать до приезда в Ангарск.
Относительно небольшая (она состоит всего из 55 предметов) выставка прекрасно вписалась в пространство зала. Китайским вазам, ширмам, веерам и опахалам, вышивке, столовым приборам, предметам быта, вырезанным из камня, кости и дерева, просторно за стеклами витрин. Они не загораживают друг друга, не перетягивают на себя внимание посетителей, которые могут вдоволь рассматривать каждый из экспонатов.
А в том, что это подлинные произведения искусства, несмотря на их чисто бытовое предназначение (тушница для растирания краски, шкатулки, чайный сервиз), усомниться невозможно. Большинство из них украшает тонкая, филигранная роспись, практически любой штрих которой несет большую символическую нагрузку. То же самое можно сказать о вышивке и резьбе.
В одной из витрин находится буфан – квадратная нашивка, знак различия на одежде военных и гражданских чиновников. Обычай вышивать на груди и спине изображения птиц и животных, вписанные в квадрат, относится еще ко времени монгольского господства в Китае (XIII-XIV века). В XIX веке композиция и символика буфанов стала использоваться для украшения произведений прикладного характера, в экспозиции представлен один из таких «псевдобуфанов».
От «визитницы» (названной так научными сотрудниками областного музея плоской коробочки из слоновой кости) ювелирной работы трудно оторвать взгляд. Она умещается на ладони, но без преувеличения каждый ее миллиметр покрыт резьбой. В рамке из цветов, лепестки которых кажутся живыми – настолько они тонки, и листьев с резными краями уместилось объемное изображение нескольких домов, окруженных деревьями. А главное, в этом пространстве гуляют, общаются, едят – словом, занимаются самыми обыденными делами – полтора десятка людей! Сколько терпения понадобилось резчику и каким воображением нужно обладать, чтобы суметь все это изобразить на столь ограниченном пространстве! Причем изображение построено по традиционным китайским канонам – вертикально, когда самый дальний объект расположен выше предыдущего.
Но одним из высочайших достижений не только китайского, но и мирового искусства является, без сомнения, пейзажная живопись на свитках, развитие которой продолжалось не одно тысячелетие. Объемное изображение – в противовес европейскому пейзажу, строящемуся по принципам линейной перспективы, – на шелке или бумаге отличается обостренным и непосредственным чувством природы, переданным с огромной искренностью и убедительностью.
Свитки, представленные вниманию ангарчан, монохромные и цветные, для своих владельцев становились ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не принято было выставлять на всеобщее обозрение. Их хранили в специальных ящичках и показывали только узкому кругу ценителей. В Китае не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многом определялся климатом на улице, вывешивать их было бы попросту вредно.
Большая часть свитков на выставке – традиционный китайский пейзаж вида «шань-шуй», главная цель которого – отразить природную гармонию, в которой взаимодействуют две силы: активная мужская «янь» (горы) и пассивная женская «инь» (воды). Многие пейзажи дополнены иероглифами – поэтическими строками, сопровождающими изображения. Это еще одна древняя традиция: в Китае живопись развивалась в тесном переплетении с поэзией.
Любой мазок кисти художников безукоризнен, ведь малейшая неточность привела бы к порче тонкой пористой рисовой бумаги или шелка. Ни одной напрасной, пустой черточки, каждый стебель является выразителем великих и вечных законов бытия, перед которыми преклонялись и которым служили китайские художники.