От внешнего мира эти три комнатки под самой крышей Дворца творчества детей и молодежи отделяeт пара окошек, смотрящих в театральный зал, и крутая лестница из железных труб. «Благодаря ей начальство к нам редко заглядывает», – шутят здесь. Место и в самом деле заповедное, почти волшебное – хотя бы потому, что не каждому завсегдатаю Дворца творчества удается в нем побывать, не говоря уж об обычных посетителях. Как правило, последние даже не подозревают о том, что важнейшие элементы любого представления, которое здесь дается, – от театрального спектакля до эстрадной шоу-программы – создаются именно в этом закутке.
Речь идет, конечно, о свете, без которого работа самого лучшего режиссера будет бесполезной и выступления самых талантливых артистов зрители увидеть не смогут. Вчера труженики «осветительного фронта» отмечали свой профессиональный (хотя все еще официально не признанный) праздник – День художника по свету. В их числе и Евгений Софянов – «повелитель света» в ДТДиМ.
Правда, сам виновник торжества смотрит на это немного иначе.
– В Ангарске нет готовых специалистов нашей профессии, – рассказывает Евгений, – все, кто сегодня работает во дворцах со светом, талантливые самоучки. Еще одна «изюминка» ангарских световиков – у нас нет разделения на светотехников, светооператоров, светорежиссеров и художников по свету, как в крупных городах. Как правило, каждый из нас совмещает эти должности, да еще и электриком, и машинистом сцены бывает.
Женя делит рабочую каморку под крышей дворца со звукорежиссером ДТДиМ Евгением Яновым. Считает его не только другом, но и учителем – когда 10 лет назад Женя стал работать светооператором, будучи по образованию педагогом-организатором, режиссером театрализованных массовых представлений, Евгений Геннадьевич во многом ему помогал. Став за это время настоящим профессионалом в области света, Евгений одинаково легко за десять минут может сочинить и записать в компьютерную программу световое оформление какого-нибудь шоу (проверено автором) и зачистить провода (что тоже иногда приходится делать).
По признанию Жени, он хотел бы получить образование светооператора – например, окончить курс в Иркутском кинотехникуме. Но в этом учебном заведении нет заочного отделения, а учиться на очном не позволит работа. Очень хорошие кадры готовят в Москве и Питере, но это, как говорится, из области фантастики.
– Выручают опыт и фантазия, – считает Женя. – Ведь решение светового оформления, перед тем как показывать его режиссеру, должно придуматься, созреть в голове. Каждый спектакль – это ребенок, которого выпускаешь в свет. Из-за него порой точно так же не спишь ночами, волнуешься, переживаешь. Но в то же время получаешь массу адреналина от самого творческого процесса! За это я обожаю свою работу.
Воплощение интересных придумок тоже заставляет понервничать, но зато и с чувством удовлетворения в случае удачи мало что может сравниться. Женя вспоминает о последнем новогоднем представлении дворца, в котором было нужно высветить разными цветами четыре колонны из поликарбоната. Сделать это качественно очень сложно, даже располагая первоклассным оборудованием – профессионалы поймут. Когда все получилось, зритель увидел на сцене просто красивую радужную картину, не сознавая, сколько для этого пришлось приложить усилий!
– Конечно, наше оборудование оставляет желать лучшего, – делится Евгений. – Иногда для того, чтобы исполнить световую партитуру (а свет к сценическому представлению пишется точно так же, как сценарий, как музыка), приходится обращаться за недостающими прожекторами к коллегам из других учреждений культуры. И, надо сказать, что они не отказывают в помощи – почти всех светооператоров Ангарска связывают дружеские отношения. В прошлом году у нас появилось современное световое оборудование, отвечающее всем стандартам. И с тех пор, как управление светом ведется с помощью компьютера, работать стало проще. Во дворце как памятник прошлому сохранилась одна секция рычажков, которые раньше приходилось передвигать вручную.
И тем не менее работа эта остается довольно сложной. По словам Жени, каждый сценический номер требует часов трех подготовки. Как только свет прописан, все только начинается. Необходимы 2-3 световые репетиции с режиссером-постановщиком, с артистами. Удобно ли им с предложенным светом или его нужно переписать? Каждый их выход на сцену – это маленькое световое шоу для зрителя и большой труд для светооператора.
Талант Жени Софянова признают и за пределами Ангарска. Второй год подряд его приглашают работать на областной фестиваль молодежных театров «Алые паруса» на турбазе «Юбилейная» и в охлопковском драмтеатре. На площадке ДТДиМ с ним с удовольствием работает труппа из театра кукол «Аистенок», приезжающая к нам с гастрольными спектаклями. Кстати, именно в фестивальном режиме, когда у светооператора есть буквально по 10 минут на то, чтобы обговорить световую партитуру с каждым режиссером, наиболее ярко проявляются его мастерство и талант. Светом можно как «вытянуть» проигрышные моменты спектакля (скажем, когда актер забыл или перепутал текст – на сцене случается всякое), так и загубить лучшую постановку.
– Работа должна доставлять радость, – уверен Евгений. – Если это не так, то надо уходить из профессии. Иначе нельзя – от тебя зависит слишком многое. 50 процентов успеха представления – заслуга световика, но ведь могут быть и 50 процентов неудачи. И при любом раскладе ты всегда остаешься «бойцом невидимого фронта».