Далеко в прошлое ушли те времена, когда обладание фотоаппаратом резко выделяло человека из серой толпы. Наши родители, бабушки и дедушки тратили на это свои первые зарплаты, а после фотографировали не только свою семью, но и – по доброте душевной – соседских детей, свадьбы и именины. Теперь все по-другому: фотоаппарат перестал быть предметом престижа, имеется у каждого второго как минимум в сотовом телефоне. А профессиональный уровень аппаратуры повышается пропорционально состоятельности ее владельца. Однако наличие даже самого «крутого» фотоаппарата не делает его обладателя профессиональным фотографом.
В этом уверен и ангарский фотохудожник Юрий Анашенков. Работник одного из градообразующих предприятий начал всерьез заниматься фотографией года три назад. И, скромный автор высокохудожественных работ, он до сих пор отказывается называть себя профессиональным фотографом, считая, что ему еще многому нужно учиться.
По мнению Юрия, художественность работам придает не техническое качество кадра, а, в первую очередь, мысль, заложенная в нем. То, что зацепило фотографа, подняло его руку с камерой, заставило сделать снимки. Удивительные вещи можно увидеть и обратить на них внимание других людей, располагая обычной цифровой «мыльницей». Одна из таких фоторабот, сделанных в самом начале творческого пути, где на фоне старого древесного спила растет немудрящая ромашка, до сих пор висит на стене в квартире Юрия по соседству с новыми яркими фотографиями. Не потеряла актуальности до сих пор.
Еще два важных свойства настоящей (стоящей!) фотографии – композиция и динамика. Тому, как выстроить композицию, Юрий учился по книге о фотоделе – собственно, с нее и началась его карьера фотохудожника. А динамика начала появляться уже в первых его работах – это было их изюминкой.
Кстати, начинал Юрий с пейзажей – природных и городских. Сейчас его больше интересует человеческое лицо, портретная съемка. Это намного сложнее, ведь, как считает автор, на фотографии в полной мере проявляется как настроение, так и характер человека. А если делаешь свадебные фотографии, по ним легко определить истинные чувства молодоженов. Может быть, поэтому самыми удачными своими фотосессиями Юрий Анашенков считает те, герои которых искренне любят друг друга.
Основные правила настоящего фотографа – раскрыть человека, остановить стремительно ускользающие мгновения, которые действительно прекрасны. Будь это моменты общения юной матери с крохой, самые счастливые минуты свадебного торжества или застывший в ладанном облаке луч солнца под куполом храма.
Его увлечение фотографией открывает людям глаза на лучшие мгновения жизни и заставляет ценить их. Но, как признался Юрий Анашенков, оно повлияло и на него самого. Постоянное созерцание мира через объектив фотокамеры за три последних года полностью изменило его взгляды на жизнь, сделало добрее и мягче. Не говоря уже о том, что позволило реализоваться как художнику, которым он мечтал стать в детстве.
Юрий Анашенков уверен: фотография – это искусство. И не случайно у фотодела и фотографов есть покровительница среди христианских святых – святая Вероника, подавшая, по преданию, свой платок идущему на казнь Христу, чтобы он мог вытереть катящийся с лица градом пот. На ткани остался запечатленным лик Спасителя. Плат святой Вероники со временем попал в Рим и стал известен как Нерукотворный образ…