В пятницу, 6 июля, состоялось оперативное совещание комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством заместителя главы администрации АМО Любови Субботиной. Это был «разбор полетов» после ЧС локального масштаба, произошедшей 3 июля на базе ООО «Дельтаком». В результате пожара, бушевавшего сутки, двое сотрудников предприятия до сих пор числятся пропавшими без вести, один человек получил обширные ожоги тела. Что и почему произошло, как избежать подобного впредь – об этом шел разговор на КЧС. Кроме представителей правоохранительных и надзорных органов на заседание были приглашены руководители предприятий и организаций, занимающихся переработкой и хранением нефтепродуктов. Сколько на самом деле на территории АМО таких организаций (включая те, что работают нелегально), точную цифру из присутствовавших в зале не назвал никто. Приглашали 15 руководителей, на КЧС явились только 6. Причем часть из них отправили вместо себя заместителей. Директора ООО «Дельтаком» в зале не было. О произошедшем докладывал Игорь Жмуров, начальник ГУ «3 ОФПС по Иркутской области». По его словам, пожарные, работавшие на тушении пожара на территории базы ООО «Дельтаком», 3 июля столкнулись со следующей ситуацией: люди не знали, с чем именно они имеют дело. Объем подземных резервуаров, реальное количество и сам вид нефтепродукта (газоконденсат вместо ожидаемой нефти) – информация об этом стала известна гораздо позже. Другой резервуар, в котором по правилам пожарной безопасности должна была храниться вода, также был заполнен нефтепродуктами. Собственных средств пожаротушения предприятие не имело. Воду пришлось искать на других базах, находящихся неподалеку. В результате ее нашли в 400 метрах от горящего резервуара. Давление воды в сетях было недостаточным, и увеличить его до нужного напора так и не смогли даже после звонка в Водоканал.
В целом, анализируя ситуацию, которую мы на сегодня имеем, пришли к неутешительным выводам. Речь идет не о комбинате и не об ангарских ТЭЦ – крупных предприятиях, на которых организации противопожарной безопасности уделяется должное внимание (есть собственные силы и средства). На территории района действует достаточно много небольших предприятий со штатом работающих в 10-20 человек на каждом, которые занимаются хранением, переработкой, покупкой-продажей и перевозкой нефтепродуктов. На площадках этих баз хранятся сотни кубометров нефтепродукции. Но обезопасить себя в случае ЧС эти мелкие предприятия не могут – ни нужного запаса воды, ни пенообразователей в своем распоряжении они не имеют. Не в состоянии справиться с тушением подобных пожаров и городской гарнизон пожарной охраны – у него соответствующих технических возможностей. Это по плечу только службе, ранее входившей в структуру нефтехимической компании (ныне самостоятельное частное предприятие ООО «Ангара РН – Пожарная безопасность»). Но это предприятие работать напрямую с мелкими фирмами не будет – его устроит заключение договора на организацию тушения пожаров только с администрацией города Ангарска. Других выходов из ситуации нет: можно, конечно, в случае ЧС обратиться в Усолье, Иркутск, но это большая потеря времени.
В ходе оперативного совещания у его участников возникли вполне резонные вопросы к Александру Забродину, заместителю начальника отдела надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Иркутской области в Ангарском районе. Вопросы были простые: куда смотрела эта государственная надзорная организация, проверяла ли вообще пожарную безопасность предприятий, занимающихся переработкой и хранением нефтепродуктов? Ответ был, мягко говоря, невразумительный. Ссылаясь на ограничения федерального закона, Александр Забродин пояснил, что проверять такие предприятия он... не имеет права. Хотя проверки были. На некоторых предприятиях из прозвучавшего списка – в 2008, 2009 годах. Несколько проверок – плановых и внеплановых – провели и в 2012 году. Выписывались предписания. А вот выполнялись ли они, устранялись ли выявленные нарушения – об этом речь не шла. Тогда какой смысл в подобном контроле? Не контролировать организацию пожарной безопасности предприятий, занимающихся нефтепродуктами, нельзя. Иначе это будет бомбой замедленного действия – не знаешь, где в следующий раз рванет и сколько человек при этом пострадает.
КЧС поручила отделу по надзорной деятельности по согласованию с прокурором города организовать проведение комплексной проверки пожарной безопасности предприятий, занимающихся нефтепереработкой и хранением нефтепродуктов.
Главе города Леониду Михайлову рекомендовано проработать возможность заключения трехстороннего договора ангарских предприятий-нефтепереработчиков с ООО «Ангара РН – Пожарная безопасность» на организацию тушения пожаров.
Начальнику УМВД Олегу Савину рекомендовано провести мероприятия по выявлению случаев незаконной предпринимательской деятельности, связанной с переработкой и хранением нефти.
На следующем заседании КЧС, запланированном на август, будут заслушаны отчеты о результатах работы.
Марина Бероева