Летние каникулы в самом разгаре, но мало кто из школьников знает, что в России уже не первый год идут споры о возможности их сокращения. По мнению экспертов, целых три месяца отдыха (в нашей стране одни из самых длинных каникул в мире) не идут на пользу школярам и только прибавляют работы учителям – почти весь сентябрь им приходится тратить на повторение пройденного материала. Отказаться от одной из главных традиций российского среднего образования раз и навсегда школы еще не готовы, но руководители отдельных учебных заведений не против поэкспериментировать.
Идея сокращения летнего отдыха имеет серьезные основания. Во-первых, не все родители имеют возможность обеспечить ребенку подходящий досуг на все три месяца. В результате школьники бесцельно слоняются по городским улицам, что прибавляет работы в первую очередь сотрудникам ГИБДД, ведь именно на период школьных каникул приходится всплеск ДТП с участием детей-подростков. Поэтому несколько учебных недель июня стали бы для многих палочкой-выручалочкой.
Во-вторых, продолжительность летних каникул сказывается и на работоспособности учеников. Именно за счет долгого отдыха возникают ученические перегрузки, о которых много говорят и педагоги, и детские врачи. Однако у опытных педагогов на этот счет имеются свои возражения: школьники с трудом воспринимают новую информацию уже в мае, поэтому июньские занятия в идеале должны представлять собой практические, познавательные уроки, походы и экскурсии, а для этого нужно развитое дополнительное образование. А оно в России, как известно, на грани уничтожения. Так что хлопоты по организации детского досуга лягут на плечи многострадальных учителей, которым эта дополнительная головная боль совершенно ни к чему. В общем, наша система образования абсолютно не готова к подобным переменам, здесь тоже требуется реформирование.
Пока лучше всего спокойно, без спешки изучить зарубежный опыт организации школьных каникул, где они распределены по году более равномерно. Например, французские школьники в разных частях страны отдыхают по очереди, чтобы чрезмерно не нагружать детские лагеря, базы отдыха, транспорт. В Германии летние каникулы длятся шесть календарных недель и приходятся на июль – август. Кроме того, почти три недели продолжаются рождественские каникулы, примерно по 20 дней – пасхальные и майские, и по неделе школьники отдыхают в ноябре и марте.
А в Австрии каникулы вообще равномерно распределены по всему году: месяц – летние (в июле), две недели – осенние (с 11 сентября по 2 октября), две недели – зимние (на Рождество), три недели – весенние каникулы (на Пасху). В Америке учебный год начинается в конце августа или начале сентября и заканчивается в июне – длится в среднем 180 дней в году. В большинстве американских школ учебный год разделен на два семестра, каникулы бывают еще в ноябре (на День благодарения), декабре (на Рождество) и в апреле (на Пасху). Самые короткие каникулы в школах Японии, Южной Кореи и Тайваня: учебный график здесь составляет 220 дней в году.
Российские специалисты видят пока только один вариант перестройки каникулярного периода: половина июня превращается в учебное время, зато весной или зимой школьники гуляют на две недели дольше. Разумеется, разом перевести все российские школы на иной распорядок учебного года невозможно. По словам специалиста Министерства образования Тамары Федотовой, вопрос об изменении или перераспределении сроков каникул на министерском уровне пока никак не обсуждается. По оценкам экспертов, база для таких изменений будет готова только через три-четыре года. А за это время нужно хорошенько все проверить на практике.
Провести эксперименты по сокращению летних каникул осмелились некоторые московские школы. Но камень преткновения тот же – в неприспособленности городской инфраструктуры. Во время увеличенных весенних каникул школьники обречены на те же шатания по улицам. В это время их не ждут детские оздоровительные лагеря, в городе тоже заняться особо нечем.
Согласно санитарным нормам и правилам, количество каникулярных часов не должно быть меньше 120 дней в году. Дробить это время по своему усмотрению руководители школ имеют право. Правда, пользуются им немногие, в основном те учебные заведения, в которых налажено сотрудничество с каким-нибудь вузом. Факультативные занятия в таких школах проходят и в июне. Кроме того, некоторые образовательные учреждения постепенно переходят на систему деления учебного года по триместрам вместо четвертей, соответственно, время каникул немного сдвигается. Так что, возможно, вскоре при выборе школы для своего ребенка не лишним будет поинтересоваться не только расписанием уроков, но и узнать расписание выходных дней и каникул.