В этом году Александр Иванович Кононов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, художественный руководитель и режиссер народного театра «Факел», отметил двойной юбилей: 65 лет со дня рождения и 45-летие творческой деятельности. В мае на сцене Дворца культуры «Современник» состоялся праздник маэстро под символическим названием «Без занавеса». Сегодня мы беседуем с Александром Кононовым о жизни и театре.
– Александр Иванович, с высоты своего опыта вам хорошо видно, чем отличался советский театр от современного.
– В советское время был принцип – находить компромиссы с системой идеологического надзора. Можно было существовать и ставить, в общем, то, что хотелось, потому что партийные работники действительно не очень хорошо разбирались в культуре. Сейчас, если говорить о народном театре, все намного сложнее: государство больше не заинтересовано в воспитании гармоничной, духовно развитой личности. Театр не может приносить материальной прибыли, а значит, автоматически выпадает из области внимания предпринимателей. Работать в сфере духовного пространства – дело совершенно невыгодное. Когда я прихожу со своими проектами к депутатам Законодательного собрания, они мне прямо говорят: «Этим никто не будет заниматься». Видимо, выгоднее, когда подростки курят, пьют, шляются по улицам, – тогда можно выделять деньги на решение этих проблем и успешно их «отмывать». А когда средства сразу вливаются в культуру и работают на подрастающее поколение – это никому не нужно.
– Тем не менее, вы от этого не отказываетесь…
– Театр – это моя жизнь.
– Может ли театр сегодня изменить нашу жизнь к лучшему?
– Он может обеспечить возникновение другого отношения к тому, что происходит вокруг. Но возможности изменить саму ситуацию у него нет. Театр может быть революционным только в эстетическом смысле, но не в социальном. В этом смысле он оказывает незначительное влияние на людей. Об этом еще Ингмар Бергман говорил: «Я в молодости надеялся перевернуть мир с помощью театра, потом понял, что это слишком узкая сфера, которая не может практически ничего поменять». Мы можем изменить структуру понимания, внедрить те ценности, на которых должна строиться человеческая личность. Помните, Митя Карамазов у Достоевского говорил: «Широк человек, я бы сузил». Сейчас исчезают, размываются границы возможностей человека, и он приближается к животному состоянию. Так вот, сужает, ограничивает человека, то есть «отграничивает» его от уровня животного именно культурная сфера. Человек культурный может сказать: «Вот на это я не пойду, вот этого делать не буду!»
– За 45 лет вы немало сделали для Ангарска, да и для России тоже. «Факел» уже давно является поставщиком актерских кадров для столицы – сколько ваших выпускников сейчас учится и работает в Москве! Что бы еще вы хотели сделать для нашего города?
– Сейчас я бьюсь над созданием муниципального театра, предлагаю нашим власть предержащим различные проекты. Но насколько они осуществимы – не знаю. Самым реальным, по-моему, является создание городского школьного театра, где бы ставились классические произведения из учебной программы, которые сейчас никто из учеников не читает. Если бы эту идею поддержали и отдали бы под него помещение бывшего ДК «Строитель», потребовались бы совсем небольшие денежные затраты. Полтора-два миллиона хватило бы, чтобы установить хорошую световую и звуковую аппаратуру, немного изменить конструкцию сцены. Мы бы ставили Грибоедова, Фонвизина, Пушкина, Гоголя, а после премьеры школьники обсуждали бы увиденное. На базе этого театра могли бы заниматься различные студии, детские и подростковые, в формате творческой лаборатории. У нас есть возможность договориться с педагогами из столичных вузов, которые приезжали бы сюда и работали с ребятами. Подобные театральные комплексы есть во многих городах, например в Перми – там власти есть дело до культуры.
– А как обстоят дела с созданием культурного центра на острове Ольхон?
– Пока это замерший проект, хотя в нем есть маленькие подвижки. Нам удалось договориться с местными властями о предоставлении земельного участка под строительство – Международный летний театральный центр обрел бы свой постоянный дом. Красивое место – на берегу Байкала, в окружении старых сосен. Там нужно построить что-то вроде общежития и крытую сцену. Центр не только принимал бы летом «Сибирскую рампу», он работал бы круглогодично: в нем могли бы проводить свои мероприятия музыканты, художники… Он давал бы возможность развиваться на Байкале и культурному туризму. Но инвесторов найти трудно, ответ тот же: «Это невыгодно».
– Однако с каждым годом в Международный летний театральный центр на Ольхоне стремится приехать все больше коллективов – из России и из-за границы…
– Да, и с каждым годом у нас все меньше возможностей для их размещения. Фестиваль уже не делится на детский и взрослый сезоны, детских коллективов приглашаем намного меньше, потому что нет условий для того, чтобы их принимать на острове. Спрос здесь почему-то не рождает предложение. Договариваться и находить деньги на фестиваль все сложнее, тем более, что мы с Инной Черниговской – руководителем Творческих театральных мастерских – занимаемся этим практически вдвоем и на общественных началах…
– Александр Иванович, вы всегда чем-то заняты. Как вы отдыхаете?
– Отдых может быть, когда у человека есть нелюбимая работа. Чтобы отказаться от нее на какое-то время и забыть о труде, которым занимался. Когда у тебя есть дело, которое приносит удовлетворение, когда ты видишь, как человек на твоих глазах меняется, растет в духовном и интеллектуальном плане, это намного интереснее, чем отдых. Я не могу сидеть в кабаке, разбивать кегли или играть в бильярд, лежать на пляже или диване. Когда у меня есть свободное время, я занимаюсь своими цветами или что-то пишу, иногда выхожу на природу, в том числе вместе с ребятами. Это и есть мой отдых, как по-другому отдыхать, я не знаю.
Беседовала Мария Отрадина