Не успели жители города очухаться от повышения цен на услуги ЖКХ с 1 июля, как их «порадовали» очередной новостью: плата за холодную воду и водоотведение вырастет с 1 августа еще на 1-3 процента. С чего бы это, если официально цены разрешено повышать не ранее, чем с сентября?
О новом повышении ангарчанам рассказала начальник отдела цен администрации города Ангарска Ирина Тимофеева. Как оказалось, оно вполне законно и опирается на два официальных документа федерального и регионального значения: Федеральный закон №103 от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и приказ Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 года №47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». По словам Ирины Тимофеевой, в этих документах сказано, что при установлении тарифов на холодную воду и водоотведение с 2012 года возможно переложить оплату комиссионного вознаграждения с плеч поставляющей услуги организации (в данном случае это МУП «Ангарский водоканал») на плечи потребителей.
То есть раньше гражданин платил в ЖЭК, на почту или в Сбербанк именно ту сумму, которую он реально был должен за воду. А вот комиссию за то, что человек оплатил услуги, этим организациям возмещал сам Водоканал. Получалась она небольшой – в среднем, примерно 3,54 руб. с человека. Откуда предприятие брало эти деньги, потребителей не интересовало. Но ясно одно: за эти 3 рубля поставщик воды получал серьезные плюсы, ради которых стоило вкладываться. Люди, зная, что оплатить услуги без накруток можно по месту жительства, чаще вспоминали о том, что надо платить. Многие, как и положено, оплачивали услуги Водоканала ежемесячно. Так что 3 рубля не тратились впустую. Вложив их, предприятие получало прибыль.
Теперь же эту прибыль хотят получать, даже трех рублей не вкладывая. Конечно, у граждан есть возможность не переплачивать, но для этого потребуется везти деньги напрямую в кассы Водоканала. Похоже, здесь уже с 1 августа появятся солидные очереди из пенсионеров-льготников, которые имеют много свободного времени и бесплатные проездные на общественный транспорт. По информации директора Ангарского водоканала Галины Рудниковой, в здании уже оборудованы дополнительные окна для приема оплаты. Но очередей вряд ли удастся избежать.
Начальник отдела цен призывает ангарчан не экономить и платить, как и прежде, по месту жительства. Чиновники утверждают, что деньги от этой «накрутки» не достанутся Водоканалу, и теоретически они правы. Однако благодаря этим трем рублям в месяц с одного человека поставщик холодной воды сэкономит ежемесячно 600 с лишним тысяч рублей. А за год эта сумма вырастет до 7,5 миллиона! Уже не так мало, да?
И это только цветочки. Стоит вспомнить еще и целевую надбавку Ангарского водоканала, которую ангарчане ежемесячно вносят «на модернизацию производства», – 1 рубль 32 копейки с каждого кубометра воды и 5 копеек с каждого кубометра водоотведения. Надо отметить: больше таких надбавок не берет ни одна коммунальная организация! Ни поставщики газа, ни поставщики горячей воды, отопления и электричества не позволяют себе отдельно взимать с потребителей средства на какие-то нужды своего предприятия. Ведь на них, по уму, должна расходоваться прибыль, которая и так согласно нормативам заложена в тарифе. Также не позволяют себе другие поставщики услуг ЖКХ и перекладывать проценты за оплату на плечи людей. Почему же тогда Водоканалу все можно?
По мнению Ирины Тимофеевой, в постановлениях, которыми руководствовалась администрация города, когда разрешала это «перекладывание процентов», речь идет только о холодной воде. То есть только поставщикам холодной воды можно проценты за перевод оплаты вменять жителям. Однако даже по названию постановления – «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» – видно, что об одной только холодной воде и речи нет. На самом деле разрешается перекладывать проценты на людей всем коммунальщикам. Только не каждый это делает, побаиваясь антимонопольных служб и народного гнева.
И все-таки почему же именно Водоканал первым воспользовался этим правом? Как удалось узнать из официального отчета отдела цен администрации города, дела на муниципальном предприятии идут не очень хорошо. Во всем виноваты умные жители города – они не желают платить по завышенным нормативам потребления воды и активно ставят индивидуальные счетчики. Так что если по плану за первый квартал ангарчане должны были оплатить 509 тысяч кубометров холодной воды, то реально потребили только 460 тысяч и их же оплатили. Сверхприбыли нет. А жить и развиваться предприятию надо. Отсюда и разные накрутки. Как быть людям? Так или иначе платить за воду придется. Потому как, сами знаете, без воды и ни туды, и ни сюды...
Татьяна Смирнова