В Ангарске не так много мест, где можно приобщиться к прекрасному. Да, у нас не Петербург и даже не областной центр – музеев раз-два и обчелся. Творениями профессиональных художников можно полюбоваться либо в Художественном центре, либо в Ангарском городском музее.
Художники чаще всего в них выставляются местные. Реже – приезжие. Но, понятное дело, не из столиц. Счастливым исключением из сибирского провинциального правила могут считаться выставки «Территории культуры РосАтома», в последние годы на недолгое время приезжающие в ДК «Современник». Для этих тематических выставок специально отбирают работы художников, имеющих как минимум всероссийскую известность. Так что шансы – пусть и недолгое время – полюбоваться полотнами, выставляющимися в том же Питере или Москве, у ангарчан есть.
Но... ценители искусства сейчас немало удивятся! Потому что даже они вряд ли знают, что в маленьком Ангарске есть на самом деле огромная картинная галерея. Ее фонды – 528 полотен – вполне могут конкурировать даже с областным Иркутским художественным музеем. Вот только увидеть эту красоту могут немногие. 528 картин ежедневно и абсолютно бесплатно доступны... тысяче человек! Нет, не олигархам местного разлива. А работникам разделительного завода ОАО «АЭХК». Ведь именно там и нашла свое пристанище уникальная картинная галерея атомного комбината, начало которой положил первый директор АЭХК легендарный Виктор Федорович Новокшенов.
...одной выставки
Об уникальном изобразительном фонде АЭХК известно очень мало. Ведь долгие 50 лет предприятие было закрытым. О «79-м почтовом ящике» в советское время простым ангарчанам было известно немного: здесь делают «оборонку», его работникам крупно повезло с начальством. «Квартал» считался элитным городским районом. В ДК «Современник» уже тогда, в далекие семидесятые, приезжали звезды союзного масштаба – он был передовым учреждением культуры. Кое-что было известно и о картинах. Но простым ангарчанам увидеть их так ни разу и не довелось. Даже семьи работников комбината любовались этими полотнами лишь однажды.
Как повествует кинохроника АЭХК за 1977 год (выпуск №4), заботливо найденная для нас в фондах Музея трудовой славы комбината его хранительницей Мариной Логиновой, в октябре 1977 года, к 20-летию АЭХК, в ДК «Современник» была организована выставка части работ из картинной галереи комбината.
Голос за кадром сообщает: «К юбилею комбината работники и их семьи смогли увидеть картины, специально привезенные с промплощадки. Особое внимание, конечно же, привлекла «Лениниана» – работы, повествующие о жизни вождя революции Владимира Ильича Ленина. Также посетители выставки познакомились с картинами сибирских художников».
Кратко. Лаконично. Сразу видно – у руля предприятия стояли «технари». В черно-белых кадрах – руководство комбината и его работники. Люди в костюмах одинакового покроя пристально рассматривают картины. А потом, как дань эпохе и проверяющим из «органов», кадры, демонстрирующие «Лениниану». Вот куда-то ведут группу революционеров, вот Ильич крупным планом, вот Ленин играет с детьми в шахматы... Картины сибирских художников не показали. Хотя в том, что они были, нет никаких сомнений.
Выставлены они в стенах разделительного завода и сейчас. А вот «Лениниана» практически вся лежит в запасниках. Кроме двух картин – самой первой, увековеченной кинохроникой, – «Протест семнадцати» и второй – «На охоте». Больше Ленина на выставке, увы, нет.
...одного портрета
В бесконечно длинном переходе разделительного завода по стенам до самого обозримого горизонта – картины. Это несведущему человеку кажется – ну что такого, картины в коридоре?! Это смотря какой коридор! В этом коридоре легко разъедутся две легковые машины. А в длину он составляет чуть меньше километра. Работники завода, чтобы везде успевать, ездят по нему на велосипедах. Или на маленьких машинках-электрокарах. Но если не торопятся – ходят пешком. И время от времени поглядывают по сторонам...
На фоне окна стоит улыбающийся мужчина, на лацкане пиджака – маленькая звездочка. Позади – подоконник, на котором мирно соседствуют кактус в горшке, цветочки, свежий номер газеты, еще дальше видна цветущая полянка у детского садика... Но, если присмотреться внимательно, можно увидеть – художник схитрил. Подоконник-то есть, а вот оконных створок нет. Исчезли. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от главного.
Мужчина на портрете – ангарчанин, работник АЭХК Иван Моторный. Простой слесарь-приборист. Чем же этот человек заслужил индивидуальный портрет? Той самой маленькой звездочкой, которую на портрете едва видно. Это Звезда Героя Социалистического Труда. Высшая награда советского времени, полученная им в 1966 году. До войны маленький Ваня, выросший в убогой деревне, и не знал, какое оно – электричество… Приехал учиться в город. Стал электриком. Ну, а в юный Ангарск Иван Моторный, бывший моряк Северного флота, отправился, завербованный особистом в городе Энгельсе. 20-летний парень приехал в Сибирь. Месил грязь меж пней, делая проводку для строящихся цехов. Позже стал ведущим ремонтником сложнейших приборов, аналогов которым не было ни в стране, ни в мире…
Любит рассказывать об этих днях Герой Соцтруда и сейчас. Правда, уже на встречах с детьми, мало представляющими, что значило когда-то быть Героем Соцтруда…
...одной галереи
Кстати, сам Виктор Новокшенов – легендарный директор, построивший комбинат, Героем Соцтруда так и не стал. В первый раз подвела авария на ТЭЦ, в которой погибли семь человек (из-за некачественного оборудования, поставленного из Москвы), во второй раз... брюки. Новокшенов явился в ЦК КПСС в модных тогда узких брюках. На что ему указали в грубой форме. Легендарный директор ответил: «Никогда не думал, что ширина марксистского мировоззрения измеряется шириной брюк…» Это, как рассказала в своей книге «Мы жили в неизвестных городах» его супруга Нина Прокофьевна, второй раз стоило Новокшенову «звезды». Ну а в третий раз директора подвела… картинная галерея! Образовавшуюся в плановое советское время на комбинате прибыль (великая редкость! – авт.) директор потратил на искусство. Слыханное ли дело?!
Так из-за любви к искусству Новокшенов в третий раз лишился шанса получить «звезду». Зато работники комбината в начале шестидесятых впервые увидели настоящие картины.
Сама идея создания галереи на атомном комбинате очень красива и романтична. Как писала в книге «Последний разговор», посвященной памяти мужа, Нина Новокшенова, однажды, при прочтении «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» Андре Моруа, ее зацепил один абзац. Нина Прокофьевна прочитала его вслух: «В 1849 году Гюго с супругой был приглашен на бал к новому президенту. После приема Адель писала другу семьи Жюлю Жанену: «Я встретила там почти всех, кто бывал на приемах у Луи-Филиппа… Но я не видела ни одного художника, ни одного философа, ни одного писателя. Я была поражена тем, что власть, всегда столь неустойчивая, предала забвению единственно бессмертную власть».
Виктор Федорович взял у жены книгу, очень внимательно перечитал несколько раз и, как ей показалось, запомнил отрывок наизусть. Результат – выставки в «Современнике», картинная галерея и приезды на гастроли известных актеров и поэтов.
Собиралась коллекция полотен так – Новокшенов приглашал в «Современник» известных иркутских, сибирских и даже столичных художников. Проводил их персональные выставки. Всего таких выставок, как писала Нина Прокофьевна в своей книге, состоялось ровно 120. Ну а уже на выставках директор комбината приценивался к понравившимся полотнам и приобретал их. Заметьте, нынешние сильные мира сего, не для себя! Для заводской коллекции…
Ездил Новокшенов с женой за картинами и в Иркутск. Каждое новое полотно заботливо вставлялось в раму и находило свое место в галерее. Спустя годы картин насчитывалось 528.
Давно не стало легендарного директора. А коллекция его не погибла, не растерялась. Коллекция растет! Вот она, сила настоящей власти. Ближние ко входу в коридор-галерею работы совсем свежие. Рядом надпись – «В дар электролизному заводу от художника Селяндина А.В.». Радует, что в наше время – и в дар! Радует, что галерея живет и пополняется.
...одного комбината, одного города, одной страны
Мы идем по пустому коридору, и шаги отдаются где-то под крышей цеха. Рабочие заняты своим важным и бесшумным делом. За стенами деловито жужжат десятки тысяч урановых центрифуг. Но здесь их не слышно. Есть возможность в тишине спокойно осмотреть уникальную коллекцию.
Немалое место здесь отведено первостроителям. А как же без них? Вот в зале ожидания железнодорожного вокзала сидят в деревянных креслах солдат и моряк. Солдат уже давно спит. А моряк читает книжку Светлова… «Мы мирные люди» – называется этот подсмотренный художником момент. Только вчера война отгремела, еще форму не сняли, а уже куда-то едут. Что-то хотят строить…
И таких строителей здесь десятки. Вот молодые первостроительницы обедают прямо на рельсах, вот «Усть-Илимский роман» – простая рабочая девчонка в большой строительной каске, съезжающей на глаза, идет рядом с молодым инженером… Вот «Кружевницы», порхающие в поднебесье, плетущие свое искусное кружево из… высоковольтных проводов. А вот «Ангарские ласточки», любимая картина Виктора Новокшенова, долгое время украшавшая директорский кабинет, – две девчонки, присевшие отдохнуть на строительных лесах, вознесшихся над тайгой.
Глядя на все это, понимаешь – руками именно таких вот людей и строился комбинат!
В этом, казалось бы, глобальном трудовом реализме нашлось место и юмору. Картина под названием «На обед!» заставляет улыбнуться даже самых усталых рабочих. Еще бы! На ней изображены две медсестры родильного дома. Одна, пухленькая, несет на руках малышей – два плачущих сверточка. А вторая, худенькая, катит целую каталку с ляльками. Обедать едут «большие люди»! Весело. Тепло. И… уже чуточку история. Ведь в наших роддомах уже лет десять, а то и больше, нет таких детских каталок. Теперь малышей к коллективизму с рождения не приучают. И на обед дружным строем не возят…
Еще одно направление – города Сибири. Здесь Братск и Усть-Илимск, Иркутск и Зима, Байкальск и Листвянка (тогда еще Лиственничное) и многие другие… Есть виды городов, есть их жители. А еще то, что было интересно для «технарей», – промышленные объекты. Плотины, заводы, теплостанции...
И, конечно, Ангарск. Все полотна, на которых написан наш город, по праву могут считаться историческими. Ведь то, что на них изображено, не увидишь ни на фото, ни в кадрах кинохроники.
...В закрытом еще «квартале» вырастает «Ермак». Он пока без крыши и даже без подъездных дорог. Но скоро, очень скоро здесь будет играть знаменитая команда с таким же названием, которую соберет АЭХК… А вот строительство улицы Социалистической. Художник нарисовал ее с точки, с которой нам эту улицу уже никогда не увидеть. Он стоит на поле, где построят «Современник». Первые дома-«хрущевки» уже есть. Но на них пока нет панно. И сама улица еще не до конца сформирована. Только намечена проезжая часть. Вместо широкого газона с лавочками и лиственницами – «народная тропа» в глубоком нехоженом снегу – там скоро, уже весной, заложат тот самый газон и аллею с тенистыми деревьями…
А еще на выставке есть люди. Люди, близкие как первому директору комбината, так и работникам предприятия. Вот, например, тот же портрет Ивана Моторного. Или пейзаж – дом Евгения Евтушенко. Очень модный в семидесятые годы поэт был частым гостем на АЭХК. И в галерее появился его дом.
Кстати, как нам удалось узнать, в 2008 году, когда директором АЭХК только-только стал Александр Белоусов, Евгений Евтушенко приезжал на комбинат. Первым делом вместе с близкими и друзьями Виктора Федоровича съездил на могилу супругов Новокшеновых. А вторым – увидел свой дом на выставке.
На найденных в архиве музея АЭХК фото Евтушенко серьезен и резок. Но кто знает, что творилось в это время в душе поэта?! Ведь здесь его очень любили. И даже маленькую турбазу, на которой когда-то отдыхали работники, назвали его именем. К слову, об отдыхе тоже немало картин. Тут и «Подружки», читающие книгу, и молодые лыжники, и туристы – любимые герои 60-70 годов прошлого века…
А еще даже на такой соцреалистической выставке нашлось место необычному. Картина «Якутская мадонна» завораживает зрителя. Женщина в этнических одеждах на темном фоне кажется такой же умиротворенной, как мадонна со старинных икон… Хотя уж чего-чего, а икон основатели АЭХК не собирали. Время было не то.
Много картин о сибирской природе. Такой красивой и такой желанной для рабочих секретного производства, торопящихся ясным летним или зимним вечером с работы домой…
Наши современники – работники АЭХК – привыкли к галерее и даже не задумываются, что работают рядом с уникальной коллекцией, которую «штатские» ценители искусства в нашем городе вряд ли когда-нибудь увидят.