Байкал. Остров Ольхон. Поселок Хужир. Песок, в который нога местами погружается по щиколотку. Улицы без признаков асфальта и дорожных знаков, посреди которых растут столетние сосны, ходят коровы, отдыхают собаки. И бесконечные «УАЗики» – только этот продукт отечественного автопрома идеально подходит к местным дорогам. Здесь даже в середине лета теплая куртка и шапка – такая же привычная одежда, как шорты и бандана. Нередко оба комплекта удается использовать в течение одних и тех же суток. Водопровод и канализация отсутствуют, электричество появилось только в середине нулевых.
Словом, о комфорте в привычном смысле этого слова говорить не приходится. Однако каждое лето, преодолевая долгую и трудную дорогу, сюда стекаются сотни гостей со всего земного шара. Что-то их влечет в этот полудикий край. Что-то такое, перед чем бытовые неурядицы становятся незаметными. И, пожалуй, больше других об этом знают театралы-любители, участники международного фестиваля «Сибирская рампа», съезжающиеся к концу июля в Международный летний театральный центр в Хужире последние тринадцать лет.
Ольхонская арифметика
На этот раз в МЛТЦ побывало 17 театральных коллективов из Перми и Хабаровска, Омска и Красноярска, Боготола и Читы и, конечно, городов и поселков Иркутской области. За девять дней фестиваля, с 23 июля по 1 августа, было показано 19 спектаклей, состоялось несколько десятков мастер-классов по режиссуре и актерскому мастерству под руководством профессиональных столичных педагогов. Театральное действо на Ольхоне было посвящено юбилею Константина Станиславского – в январе 2013-го исполнится 150 лет со дня рождения великого актера, режиссера и мэтра театральной педагогики.
Театру, как любви, все возрасты покорны. «Сибирская рампа» тепло приняла как младшеклассников боготольского театра-студии «Глобус», так и ветеранов Иркутского авиационного завода – артистов немолодежного театра «Белая ворона», старейшему из которых 77 лет (еще один рекордсмен нынешнего фестиваля – коллектив «Театральные встречи» из поселка Мишелевка Иркутской области, который в следующем году отметит свой 95-летний юбилей). Открытие «Сибирской рампы» прошлого года, «Белая ворона» стала лауреатом I степени. В инсценировке режиссера Ольги Шмидгаль «Люди, милые люди, здравствуйте!» по рассказам Василия Шукшина была такая правда, настолько шел актерам этот материал, что зрители, включая членов жюри, не скрывали слез – то от смеха, то от горечи.
На любой вкус
Удивить подготовленную публику, в том числе местных мальчишек и девчонок, буквально выросших на спектаклях «Сибирской рампы», непросто, но многим коллективам это удалось: двух сколько-нибудь похожих постановок на фестивале не было. Каждый из театров уникален. «Огонек» из поселка Пивовариха Иркутской области – единственный в стране, а возможно, в мире театр, актерами которого являются глиняные игрушки, созданные руками детей и «ожившие» благодаря им. В свой нынешний приезд в Хужир театр привез спектакль, основанный на средневековых легендах о славном рыцаре Лоэнгрине.
В семейном театре клуба «Ковчег» из Усолья-Сибирского, увезшего с байкальских берегов диплом «За духовно-нравственное воспитание и связь поколений», дети занимаются вместе со своими родителями. Из уральской Перми приехал удивительный коллектив – актеры детской школы театрального искусства «Пилигрим», на удивление свободно чувствующие себя на сцене, даже если она расположена под открытым небом, как заведено на «Сибирской рампе». В спектакле по стихам и рассказам загадочного Артура Гиваргизова (ставшем в итоге лауреатом I степени) они продолжали импровизировать и получать от своей игры удовольствие, даже когда музыка прервалась в самый ответственный момент, а в игровое пространство вторглась случайная собака.
С разных точек зрения
Надо сказать, что участники с радостью ухватились за возможность выбирать сценическую площадку – еще одна традиция фестиваля. Но в этом году делали это не столь экстремально, как в предыдущие, когда спектакли игрались в заброшенном коровнике и в недостроенном доме.
Три коллектива из Омска освоили лесную поляну недалеко от поселка. Вряд ли можно было подобрать более удачную декорацию для «Маленькой Бабы-Яги» Отфрида Пройслера, привезенной народным молодежным театром «Третий круг». Сыгранный здесь же спектакль «Ромео и Джульетта» творческого объединения «Два театра», руководимого сестрами-режиссерами Анной и Натальей Козловскими, был в итоге награжден за лучшее пространственное решение и стал лауреатом III степени.
Ребята из красноярского тетра «Золотая карусель» показывали свою сказку-притчу «Река жизни» недалеко от магического мыса Бурхан. Шум байкальского ветра, камни, низенькая ольхонская трава – все помогало юным актерам вживаться в роли мышей, Лягушки, Енота, Зубра. Завсегдатаи фестиваля остались благодарны учебному театру «Alter homo» Иркутского педагогического колледжа, который на полтора часа вернул сценическую площадку на ее прежнее место – во двор детского сада.
Старый друг лучше
Не раз приходилось слышать, как, пытаясь объяснить свои промахи, режиссеры фестиваля ссылались на то, что сегодня невозможно найти хороший материал для постановки. И наконец результат усердных поисков режиссеров любительских театров очевиден: на «Сибирской рампе-2012» были представлены спектакли по произведениям классиков мировой драматургии Уильяма Шекспира и Жана-Батиста Мольера, современных авторов – Биляны Срблянович с ее детско-взрослыми играми «Мамапапасынсобаки» и любовными вывертами Алексея Слаповского. И – долгожданное возвращение к качественной и уже почти неизвестной литературе советских авторов.
Подробный, дышащий атмосферой начала 20 века спектакль по повести Валентины Осеевой «Динка» привез театр «ВокзалЪ» из города Читы. А инсценировка «Весенних перевертышей» Владимира Тендрякова давним знакомцем фестиваля – театром-студией «Глобус» из красноярского города Боготола получила диплом лауреатов II степени. Воспитанники режиссера Натальи Слизевской заставили ностальгировать зрителей, сохранивших в памяти 70-80-е годы прошлого столетия. Ушанки, телогрейки, сапоги, школьная форма, кожаные портфели, на которых не раз съехали со снежной горы, а главное – чистота чувств и открытость миру тогдашних подростков.
Ангарск планку держит
Наш город в этом году был представлен всего двумя театрами: молодежной студией «Родничка» Тагира Хамитова и «Факелом» вдохновителя и главного организатора фестиваля Александра Кононова. Но и вдвоем, и по отдельности эти коллективы, стоявшие у истоков «Сибирской рампы», оказались рекордсменами по количеству заработанных наград.
Впервые за три с лишним столетия классическая мольеровская комедия «Плутни Скапена» была сыграна на берегу Байкала. Декорации, установленные в песках, открывали вид на озеро, хотя ветер, которого актеры, казалось, совсем не замечали, был отнюдь не средиземноморским. Наградой им стал диплом лауреатов II степени. Тагир Романович гениальный педагог, профессионализма «родничатам» не занимать. Может быть, поэтому брешь в плотном фестивальном расписании, образовавшуюся из-за неприехавшего театра, ребята легко закрыли спектаклем «Золотой цыпленок», который стал неожиданным подарком не только для зрителей, но и для подуставшего жюри.
Но самым обсуждаемым и самым «звездным» спектаклем «Сибирской рампы-2012» стал «Однорукий из Спокана» по пьесе Мартина Макдонаха народного театра «Факел». На этой работе в духе Кафки, густом слепке с современности, действительно сошлись все звезды: наш «Однорукий» взял приз зрительских симпатий, Гран-при фестиваля, лучшую женскую (Мэрилин в исполнении Инны Черниговской) и мужскую (Мервин – Дмитрий Павловский, которого на обсуждении спектакля назвали «молодым Савелием Крамаровым») роли и диплом за лучшую режиссерскую работу. Несколько реплик членов жюри: «Этот спектакль мог бы посоперничать со многими московскими театрами как актерскими, так и режиссерской работой»; «Встреча с очень талантливым, очень зрелым, профессиональным человеком, глубоко понимающим драматургию, к которой обратился»; «Макдонах для меня состоялся здесь»; «Яркая, острая форма, которой боятся в профессиональном театре».
Театральная лаборатория
В этом году фестивалю невероятно повезло с педагогами. В третий раз на Ольхон приехала старший преподаватель Российского университета театрального искусства (ГИТИС) Татьяна Тарасова, выступив в непривычной для участников «Сибирской рампы» роли: она занималась не с актерами, а с режиссерами. Разбор пушкинской повести «Барышня-крестьянка» еще раз позволил восхититься гением Александра Сергеевича: по словам Татьяны Александровны, из каждой фразы этого произведения можно сделать целый спектакль, настолько богат и насыщен материал.
Впервые на фестивале оказались актриса театра имени Гоголя и театра Армена Джигарханяна, преподаватель актерского факультета Международного славянского университета Юлия Авшарова, много хорошего слышавшая о нем от отца, одного из родоначальников «Сибирской рампы» Юрия Авшарова, и актер Роман Калькаев, занятый в спектаклях нескольких театров Москвы и имеющий на своем счету более полусотни ролей в кино. Как всегда, с юными актерами, неравнодушными к кукольному жанру, занимался ведущий специалист Иркутского областного дома народного творчества Валерий Кирюнин.
Кроме четверки мэтров, с участниками фестиваля проводили занятия недавние выпускники столичных вузов: начинавший свой творческий путь в ангарском «Факеле» «щукинец» Алексей Самойлов, который работает в Московском армянском театре, ведет преподавательскую деятельность и увлекается художественным словом (обращаться с текстом его учил народный артист СССР Василий Лановой), и выпускник Театральной академии Санкт-Петербурга Александр Хромов.
Легкий итальянский акцент «Сибирской рампе» придал приезд актера и режиссера миланского театра «Ательекункеон» Андреа Бенальо. Он работал с двадцадкой молодых актеров и предложил организаторам создать с участниками фестиваля спектакль в своей стилистике, на ходулях и с масками. Правда, для этого нужен хотя бы месяц репетиций. Вот еще один аргумент в пользу того, что на Ольхоне необходим стационарный театральный центр, для создания которого Александр Кононов прилагает огромные усилия.
• • •
«Сибирская рампа-2012» и порадовала, и поразила небывало высоким уровнем работ. На пьедестале почета выстроилось не четыре, как обычно, а сразу семь лучших спектаклей: каждая лауреатская степень присуждалась двум коллективам плюс Гран-при. Признание Татьяны Тарасовой говорит само за себя: «В какой-то момент мы всей нашей командой взмолились: куда же мы попали?! Невозможно, чтобы было столько хороших спектаклей, должен же быть предел! А потом расслабились и поняли, что не хотим возвращаться в профессиональный театр. Нам этот больше нравится, мы хотим остаться здесь!»