Народный театр «Факел» Дворца культуры «Современник» выпустил в профессиональный полет уже многих актеров. Здесь под руководством режиссера Александра Кононова ребята получают необходимый заряд мастерства, после чего многие из них отправляются покорять столицу. Но если приезжают в Ангарск погостить, то непременно заглядывают в родное закулисье. И, бывает, с ходу вовлекаются в ангарскую театральную жизнь.
Так случилось и с Алексеем Самойловым – теперь уже московским актером театра и кино, родившимся в Ангарске, который три года занимался в театре «Факел» прежде чем поступить в «Щуку» – знаменитый Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Алексей приехал в Ангарск в середине июля и за месяц с небольшим успел принять участие в двух театральных фестивалях, сыграть в спектакле «Факела», дать несколько мастер-классов по сцендвижению и выступить с парой литературных вечеров. Сегодня мы разговариваем с этим человеком, хранящим верность своей любимой профессии даже во время отпуска.
– Алексей, изменился ли Ангарск за время твоего отсутствия?
– Я не был дома два года и особых изменений не вижу. А вот разница с Москвой в глаза бросается сразу. Чтобы вспомнить, как тут жить, нужно здесь пожить, поработать. Москва по сравнению с Ангарском очень подвижный город, там тебя не покидает ощущение постоянной «движухи», но, с другой стороны, эта активность абсолютно пустая. А здесь даже те десять дней в Хужире, где проходил международный театральный фестиваль «Сибирская рампа-2012», были доверху наполнены событиями. Это дорогого стоит.
– В Хужирском краеведческом музее, в экспозиции, посвященной Международному летнему театральному центру на Ольхоне, есть фото из спектакля «Сон в летнюю ночь», где вы с Андреем (брат-близнец Алексея, теперь тоже столичный актер и музыкант – авт.) исполняли роли Лизандра и Деметрия. В этом году ты планировал снова участвовать в «Сибирской рампе»?
– О своем участии в фестивале я узнал от Александра Ивановича за четыре дня до отъезда на Ольхон. Мне предложили сыграть Турухтана – это герой какой-то малоизвестной сказки, первая театральная роль легендарного Михаила Чехова, – на фестивале он открывает и ведет презентацию театральных коллективов. Андрей был родоначальником этой традиции несколько лет назад, а я нынче исполнял эту роль впервые. Потом выяснилось, что один из театров-участников не приедет, и вместо заявленного спектакля я подготовил и провел литературный вечер, посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.
– Ты еще занимался сценическим движением с юными театралами – это тоже было спонтанно? Пока шел фестиваль, я ни разу не видела тебя без дела, а ведь это время твоего отпуска.
– Александр Кононов сказал: «Бери группу, занимайся», – на мастер-классы педагога Романа Калькаева приходило слишком много ребят, физически не получалось охватить всех. Мы с ними освоили некоторые элементы парной акробатики, делали упражнения, направленные на предельную концентрацию внимания – и во время церемонии закрытия фестиваля дети показали, чему они научились. Когда работа приносит удовольствие, она не может быть в тягость. Не то что в Москве, когда порой не понимаешь, что ты тут вообще забыл.
– 19 августа на сцене «Факела» ты сыграл две абсолютно разные роли в спектакле «Перешагнуть порог» по пьесам Александра Вампилова: сельского учителя из «Дома окнами в поле» и недалекого пижона в «Вороньей роще».
– «Факел» принимает участие в 18-м фестивале «Театральная осень на Байкале», один из дней которого будет «вампиловским», для него нужно было срочно восстановить спектакль. А актеров – раз-два и обчелся: кто работает, кто на Байкале. Пришлось «вводиться». Обсудили эти роли с Александром Ивановичем, сразу после Ольхона начали репетировать.
– Какие роли тебе довелось играть на сцене Вахтанговского театра после окончания «Щуки»?
– Это было в 2005 году, но играть в театре Вахтангова я начал гораздо раньше – со второго курса, студентов иногда приглашают в спектакли. Правда, больших ролей не было. После театрального института я проработал в театре три года, начинал репетировать роль Париса в спектакле «Троил и Крессида» по пьесе Уильяма Шекспира с Римасом Туминасом – художественным руководителем театра имени Вахтангова, – когда пришлось покинуть труппу. Совсем недавно перешел в Московский армянский театр Славы Степаняна, где началась работа над спектаклем по средневековому фарсу «Адвокат Пьер Патлен». Я также занимаюсь театральной педагогикой: закончил магистратуру при Щукинском институте, преподаю актерское мастерство и сцендвижение в различных образовательных учреждениях. А еще – чтец при Московской государственной филармонии.
– Актер, преподаватель – это понятно, а что в себя включает профессия чтеца?
– Это достаточно сложный жанр, когда артист в одиночку работает со зрителями. Порой у него есть музыкальная опора, но ее может и не быть. Это жесткий классический стиль, который подходит только для внутренне богатых, думающих исполнителей. На сцене ты один, ни декорациями, ни режиссерскими находками не прикроешься. В советский период столпами этого жанра были Яков Смоленский, Юрий Авшаров, Василий Лановой, который учил меня художественному слову. В основном мы выполняем запросы школ – проводим литературные вечера по школьной программе.
– Кого еще ты можешь назвать своими учителями?
– Прежде всего родителей. Огромное спасибо маме, которая всегда поддерживала меня в моих театральных устремлениях. Конечно же, это Александр Иванович Кононов, первый и очень сильный театральный педагог, внушивший мне, что личность состоит из внутренних ценностей, которые нельзя ни купить, ни продать. В «Щуке» это мой мастер Михаил Борисов, актер Театра имени Ермоловой, профессор, заслуженный деятель искусств России. С недавних пор это Сергей Кургинян, театральный режиссер, политолог и общественный деятель.
– Чего ты не приемлешь в современном театре?
– Бессодержательности. Пошлости. Бездумного режиссерского диктата. Если не буду доверять режиссеру, понимать, что он делает, смогу развернуться и уйти. Видимо, с течением времени становлюсь максималистом.
– У тебя есть роль-мечта?
– Русскому человеку скучно жить без мечты! Ментальность у нас такая. Но сейчас ничего конкретного сказать не могу. Хотелось бы найти вещи, которые зазвучат со сцены современно: ведь театр существует в настоящем времени. Очень показателен в этом отношении «Однорукий из Спокана» Александра Кононова.