На днях услышала от знакомого молодого человека интересную фразу – «синдром каменного личика». Выяснила, что в молодежной среде так принято называть людей с минимумом мимики, забывших, что такое улыбка, незаметно для себя окаменевших под грузом свалившихся на них проблем и повседневных забот. Иногда больше жизни можно увидеть в лицах, которые нам дарит искусство. Самым ярким и весомым аргументом в пользу этого утверждения может стать выставка работ украинского скульптора Алексея Леонова, недавно открывшаяся в ангарском отделении рериховского общества – на втором этаже библиотеки профкома АНХК. Прибытия уникальных скульптур члена Союза художников Украины в Ангарске ждали больше года. У нас она будет работать до 28 октября.
«Молитва в скульптуре» – название экспозиции. И участники этой молитвы как-то сразу окружают тех, кто входит в выставочный зал. Кажется, если задержать дыхание, то и слова ее можно услышать – настолько сосредоточенные, величавые, задумчивые, смиренные, охваченные пламенем мыслей фигуры окружают посетителя. Называть их скульптурами язык не поворачивается: столько размышлений, сконцентрированной жизни в каждой. Они-то как раз живые, несмотря на то, что рука мастера вылепила, вырвала каждую из них из куска глины. Сомневаетесь? Просто посмотрите им в глаза.
Это и неудивительно – в сферу внимания автора, со студенческих лет увлекающегося философией, мировой культурой и историей религии, попали святые, подвижники, основатели философий и религий, все те, кто своей жизнью утвердил самые высокие духовно-нравственные ориентиры человечества. А еще излюбленным объектом изображения автора являются дети – по словам Алексея Леонова, «средоточие мира, в которых особенно ярко светится то, что называют искрой Божьей».
Организаторы выставки – иркутское отделение международной общественной организации «Лига защиты культуры» и Иркутское региональное рериховское культурное творческое объединение – считают, что творчество Алексея Леонова несет в себе черты уникальности и новаторства и стало прорывом в художественном осмыслении мировой истории. Скульптор перешагнул рамки национальной школы, взглянул на бытие с позиций будущего, в котором искусство будет выразителем высочайших гуманистических и духовных идеалов.
Каждая из 45 представленных в экспозиции работ выполнена на основе глубоких знаний законов пластической анатомии человеческого тела. Все скульптуры сделаны в технике шамотной глины, которая, по мнению автора, обладает особыми энергетическими свойствами, способностью создавать ощущение движения и жизни. Причем, надо заметить, ощущение глубоко позитивное, питающее душу, утончающее мысль, устремляющее к прекрасному.