За те четыре года, что прошли после ухода легендарного Муслима Магомаева, мы так и не научились жить без него. По всей стране продолжают собирать полные залы концерты, посвященные памяти великого певца, не остается в стороне и Ангарск. За это время только в нашем Дворце культуры нефтехимиков состоялось пять памятных вечеров, каждый из которых стал подарком для поклонников необыкновенного исполнительского таланта Муслима Магометовича.
10 октября на сцене ангарского Дворца культуры «Современник» вновь звучали песни из репертуара любимейшего советского исполнителя. Гала-концерт «Любовь моя – мелодия» был организован фондом «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе и приурочен к 70-летию Муслима Магомаева. Надо сказать, что именно этим фондом был организован и проведен 28 ноября 2008 года первый после смерти великого певца памятный концерт, с тех пор их состоялось более четырехсот.
Афиши обещали участие «лучших голосов современности» и, к счастью, не обманули. Но лучшими оказались не только голоса – три разных по тембру, но одинаково профессиональных, звучных баритона. Культурный шок – это, пожалуй, самое точное выражение для того вдохновенного состояния, в которое привело публику их выступление.
К нам приехали исполнители, знакомые с лучшими сценическими площадками мира: Константин Бржинский, солист Центра оперного пения Галины Вишневской и Валлонской королевской оперы (Бельгия), Андрей Бреус, солист музыкального театра «Новая опера», «Опера де Бастиль» (Франция), «Ковент-гарден» (Англия), «Вашингтон-опера» (США), Юрий Зальцман, солист Государственного академического Большого театра России, и Сергей Семенов, концертмейстер фонда «Таланты мира», лауреат международных и всероссийских конкурсов.
Отсюда и профессионализм, и артистизм, и уважение к зрителям, пришедшим их послушать, – согласитесь, эти качества уживаются не в каждом артисте, который приезжает в наш город с гастролями. Любая песня в их исполнении была живой, казалась криком души и воспринималась публикой как маленький спектакль – в лучших традициях Муслима Магомаева.
Конечно, здесь в какой-то степени помог его беспроигрышный репертуар. Но тем труднее было соответствовать магомаевскому гению. Исполнить эти песни так же, как это делал он, – уже достижение. Но спеть их по-своему, сохранив при этом почтительное отношение к оригинальному звучанию, гораздо сложнее.
Муслиму Магометовичу были подвластны не только произведения баритонового репертуара – он пел и басовые, и теноровые вещи. Эта особенность была отражена и в гала-концерте: Юрий Зальцман, голос которого близок к бас-баритону, исполнил русскую народную песню «Вдоль по Питерской», а Константин Бржинский и Андрей Бреус порадовали слушателей предназначенными для теноров неаполитанскими песнями «Гранада» и «Скажите, девушки». Прозвучала и ария Мистера Икс из одноименной оперетты – произведение, которое Магомаев не исполнил ни разу, хотя мечтал об этом.
В роли конферансье выступил директор фонда «Таланты мира» Антон Новиков. Это он, объявляя очередной номер, сообщал публике интересные детали из биографии Муслима Магометовича. К примеру, что дискография певца составляет более двухсот дисков, что «Мелодию» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова первой услышала по телефону Тамара Синявская, проходившая стажировку в Италии. Или что первый сольный концерт Магомаева 10 ноября 1961 года прошел не в двух, а в трех отделениях: слушатели просто не отпустили артиста, он сам сел за рояль и продолжил выступление.
Организаторы даже в построении концерта следовали за Магомаевым, показав весь его репертуарный спектр. Вечер начался с классических произведений: арий из опер и оперетт, неаполитанских песен. Второе отделение составили русские народные песни и романсы. Здесь же прозвучали шедевры зарубежной и советской эстрады того времени, в том числе песни, в которых обладатель золотого голоса Советского Союза выступил в качестве композитора.
Но главное – в манере артистов держаться на сцене, их общении с публикой, подаче музыкального материала сквозило постепенно уходящeе с нашей эстрады отношение к жизни, к женщине, к музыке, мужское благородство, огромное внутреннее достоинство, которые были органически присущи Муслиму Магомаеву. Мы стали отвыкать от грамотных, наполненных смыслом текстов, от мелодий, способных «договаривать» за стихами, звучащих в унисон с душой исполнителя. Спасибо трем баритонам за то, что напомнили, как прекрасно это может быть, как это должно быть! И как все-таки не хватает нам сейчас Муслима Магомаева...