7 октября из экспедиции в Пушкиногорье вернулись трое учащихся гимназии №8. Они стали финалистами проекта «Русская усадьба XIX века», который в рамках длительной образовательной игры «Школа нового поколения» проводил благотворительный фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски.
По словам заместителя директора гимназии Галины Иксарь, все образовательные учреждения, работающие по программам «Школы нового поколения», начали готовиться к участию в проекте еще летом. Цель – погружение в культуру русской усадьбы XIX века.
Приблизить к ней школьников должна была игра-квест – первый этап проекта. Ребята доказали, что на территории современного города можно найти объекты, имеющие отношение к культуре русской усадьбы позапрошлого века и к 200-летию Бородинского сражения. Оказалось, в Ангарске их предостаточно.
Конечно, сюда можно отнести все, что связывает наш город с декабристским движением: улица 14 декабря, мозаичные панно в «квартале», памятник политкаторжанам на Московском тракте. Старинные экспонаты Музея часов вполне могли служить украшением усадьбы, элементы архитектуры XIX века угадываются в линиях ДК нефтехимиков и примыкающего парка.
По итогам игры и личному рейтингу участников было решено, что в экспедицию на Псковскую землю – по пушкинским местам – отправятся трое гимназистов из 8а класса: Александр Бондаренко, Аня Ермолова и Алина Еремчук. Второй этап проекта подразумевал выполнение командой домашнего задания, подготовку «визитной карточки», дистанционное, а затем реальное знакомство с тремя усадьбами Пушкиногорья – Михайловским, Петровским и Тригорским.
Кроме ангарских гимназистов, в делегацию Приангарья вошли ребята из школы №80 и Иркутского энергоколледжа, а также учащиеся братского лицея №1. Проезд и проживание участников экспедиции оплатил фонд «Вольное дело». Для них были проведены экскурсии по Москве и Пскову, причем уже здесь ребята получили задание: погрузиться в историю этой территории, используя карту и ландшафт, и доказать, что город связан с Александром Пушкиным.
На изучение трех усадеб ребятам, разделенным на межрегиональные команды, давалось три дня, каждый из которых был расписан по часам и наполнен событиями до предела. Они искали на их территории объекты, обозначенные на карте, изучали геометрию прилегающих к ним парков, брали пробы воды из прудов, занимались местной флорой. Даже задания по русскому языку и математике у них были связаны с русской усадьбой. У участников экспедиции оставалось время, чтобы учиться играть в народные игры, плясать кадриль.
Каждый из учителей, сопровождавших детей, провел мастер-класс, показав, что он умеет. Галина Иксарь, преподающая в гимназии французский язык, научила детей составлять послание в альбом уездной барышни – разумеется, на французском. Перед педагогами была поставлена довольно сложная задача: за три дня сплотить команду, состоящую из незнакомых друг с другом и неизвестных преподавателю детей.
Ребята вели электронные дневники, где фиксировали все, чему научились, что нового узнали, помещали фотографии. Вот выдержки из дневников ангарчан.
Александр Бондаренко: «В экспедиции «Пушкиногорье-2012» я научился работать в команде, прислушиваться к мнению других, проводить небольшие исследования в области биологии, химии, истории, литературы. Я узнал много нового о первой половине XIX века и жизни Пушкина, познакомился с историей города Пскова».
Алина Еремчук: «Я по-новому открыла глаза на этот мир – научилась искать гармонию между человеком и природой. Я поняла, что могло вдохновлять поэта на его прекрасные произведения, и еще больше убедилась, каким гениальным человеком был Александр Сергеевич Пушкин».
Анна Ермолова: «Мне очень понравилась поездка в Пушкиногорье. Довольно интересно было посетить места, где когда-то бывал Александр Пушкин, соприкоснуться с историей того времени. Я думаю, что это очень познавательная игра, которая развивает стремление к получению новых знаний».
Ну что ж, можно сказать, что пушкинская «прививка» состоялась. Своими открытиями гимназисты намерены поделиться с соучениками на Дне лицея, который гимназия будет отмечать 19 октября.