Уже одно то, что педагогический стаж Валентины Федоровны составляет 53 года, заслуживает огромного уважения. Она работает с детьми с шестнадцати лет (после смерти матери ей и трем ее сестрам пришлось самим зарабатывать на жизнь), но и сегодня администрации вузов и средних учебных заведений, где она преподает, не желают ее отпускать, называя своим «золотым запасом». Секрет ее востребованности в том, что Валентина Денисова любит собственную работу, обожает свой предмет, а еще – умеет обращаться со студентами и учащимися так, что те, к удивлению других преподавателей, становятся просто шелковыми. На сегодняшний день в ее активе такие дисциплины, как история Отечества, история государства и права, социология, политология, история зарубежных стран, основы права и обществознание. Приходилось преподавать и философию – сразу после окончания института. Работает Валентина Федоровна сразу в нескольких ангарских учебных заведениях: Байкальском экономико-правовом институте, Восточно-Сибирском институте экономики и права и в колледжах при них. На первый взгляд, объем работы неподъемный. Но шесть лет назад, когда Валентина Федоровна потеряла одновременно мужа и старшего сына, только огромное количество работы помогло ей не сломаться под ударом судьбы, удерживает на плаву и по сей день.
Ученики – от пэтэушников до студентов-заочников весьма зрелого возраста – преклоняются перед своим преподавателем истории. «Моя методика, – рассказывает Валентина Денисова, – позволяет поставить тому, у кого в школе по истории даже «тройки» не было, «четыре» – и после этого он начинает верить в себя». А может быть, всё дело в том, что Валентина Федоровна работает не для галочки и не для зарплаты, а потому, что получает от своей педагогической деятельности большое моральное удовлетворение. Ученики безошибочно чувствуют, любит ли учитель свой предмет, и занимаются с удовольствием, когда преподаватель им нравится.
Валентина Федоровна и сама любит учиться. Уже работая на Ангарской швейной фабрике, она окончила в вечерней школе девятый и десятый классы и в том же году поступила на исторический факультет Иркутского педагогического института. Правда, сначала хотела стать юристом, но тут, по-видимому, вмешалась судьба: в тот год на юрфак набирали преимущественно парней-милиционеров, и девушкам пришлось потесниться. Но в преподавательской деятельности Валентина Денисова вернулась к своему любимому праву и совместила его с историей. Став учителем, за карьерой не гналась: не раз за 6 лет, отданных школе №3, и 20 лет преподавания в Ангарском медучилище ей предлагали стать заместителем директора по воспитательной работе – всегда отказывалась. «Есть вечные студенты, а я – вечная учительница», – с улыбкой говорит Валентина Федоровна. Она и сегодня не отказывается учиться. Получила второй диплом в Московском Плехановском институте, повысив квалификацию. По одному из неписаных учительских правил, старается всегда быть на шаг впереди своих студентов – первой получать новую информацию. Поэтому из всего многообразия учебных пособий предпочитает историческую периодику и заслуживающие доверия Интернет-ресурсы.
О том, что Валентине Федоровне стать учителем было определено свыше, говорит тот факт, что волей судьбы она оказалась во главе учительской династии. Обе невестки – педагоги, по стопам бабушки пошла и старшая внучка. Неудивительно, ведь работа стала для Валентины Денисовой панацеей: «Я с ней не только душевный покой обретаю. Порой голова болит, давление. Пройдусь, проведу одну-две пары – проходит! Наверное, нужно это и для самоуважения, самоутверждения. Сидеть на скамеечке у подъезда, щелкать семечки и обсуждать чужие судьбы мне совсем не интересно».
Есть в жизни Валентины Федоровны еще одно давнее увлечение, которое также является для нее отдушиной. Весь балкон заставлен рассадой. Садоводческий стаж нашей героини – 30 лет. Несмотря на то, что дача находится в сорока километрах от города, огородные дела ей нисколько не в тягость. Сама она объясняет это так: «Раз сама сельская – меня к земле и тянет».
Беседуя с Валентиной Федоровной, не могла не задать наболевший вопрос о превратном толковании каждой последующей исторической эпохой каждой предыдущей. Историк должен воспринимать современность объективно: «Если брать наше недавнее прошлое, я не отрицаю тех плюсов, что были при социализме. Я их подчеркиваю. Бесплатное обучение, лечение, жилплощадь – это завоевания социализма, этим можно гордиться. Другой вопрос – кто стоял у власти, как она протекала? Какова общественно-экономическая формация, такова и идеология. Сегодня тоже есть и плюсы, и минусы. Мы получили свободу. Теперь с неба ничего не упадет – нужно все время работать. Как потопаешь, так и полопаешь».
Как у специалиста, способного профессиональным взглядом окинуть всю историю человечества, у Валентины Денисовой есть любимый исторический отрезок. «Обожаю эпоху с 1613-го по 1917 год в России – время правления династии Романовых. Я ее наизусть знаю. И очень люблю темы «Деятельность Сталина, Хрущева, Брежнева», выдаю их на одном дыхании. Еще в медучилище я начала преподавать историю государства в лицах. Судьбы реальных людей всегда интересны, и студенты слушают завороженно». Поделилась Валентина Федоровна и другими секретами преподавания. По ее мнению, для любого учителя, особенно молодого специалиста, главное – с первого урока, с первого появления перед ученической аудиторией поверить в себя: «В нашем деле очень важна учительская наблюдательность, к студентам нужно прислушиваться. Сделайте шаг навстречу учащимся – они шагнут навстречу и учителю, и предмету».
Валентина Федоровна – одна из тех редких на сегодняшний день педагогов, которые довольны своей работой. Она считает, что каждый человек должен и может сделать в своей жизни очень важную вещь – найти себя. Этому не в состоянии помешать никакие общественно-экономические формации, смена эпох и правителей. Думаю, что для многих из нас этот совет не будет лишним. А в том, что он верен, сомневаться не приходится: мнению историка-профессионала можно доверять!