23 октября в администрации города было проведено итоговое совещание ангарских перевозчиков. Транспортники вместе с начальником отдела городских перевозок Иваном Лукьяновым обсудили результаты работы за пять лет под началом старой городской администрации. Некоторые проблемы за эти годы удалось решить. А что осталось «в наследство» новой власти?
Администрации придется решать проблемы пассажиров. Что их не устраивает сегодня в работе ангарских перевозчиков? Во-первых, отношение к льготникам. Их жалобы сегодня лидируют по количеству обращений недовольных граждан. Несмотря на то, что сегодня льготников перевозят по проездным билетам все автобусы и маршрутные такси города, отношение к пассажирам этой категории у водителей не всегда однозначное. Так, водители могут просто проехать мимо остановки, если там стоят одни старики, или грубо ответить человеку, показавшему проездной. Особо стоит проблема подтверждения документами льготного проездного. Водитель по закону требует подлинник документа. А как доверить, например, подлинник справки об инвалидности ребенку, который ездит в школу по проездному? Он ведь потерять может. Родители дают копию. Ребенок возвращается домой в истерике – его обругали или даже выставили из автобуса, потому что нет подлинника справки... Эта проблема существует уже несколько лет. И решения ее не предвидится. Тут все зависит от человеческих качеств водителя. Пожалел – провез. Но нельзя же жалеть всех и всегда! Ехать с такой же справкой может и дюжий детина. Иван Лукьянов предложил разрешить ездить на территории Ангарска по копиям документов. Но предприниматель Сергей Вигриянов выступил против: «У меня недавно была проверка по льготным проездным билетам. И оказалось, что очень много пассажиров проехало по поддельным документам об инвалидности или иной льготе. Если их умудряются так подделывать в цвете, то что будет, если мы разрешим черно-белые копии?» Мнения остальных участников совещания разделились. И в итоге соглашение достигнуто не было. Однако решить проблему все же можно! Пусть с копиями ездят только дети – те, кто реально может потерять или испортить заветную справку. А уж взрослые – будьте любезны, возите подлинник документа.
Жалуются на городской транспорт не только льготники, но и обычные граждане. Больше всего горожан возмущает график движения автобусов. Вечером автобусы по городу не ездят. Вообще! Так, к примеру, автобусы маршрута №7 уже в половине девятого встают в боксы! Как быть людям, работающим в смену? Или тем, кто решил посетить кинотеатр, дворец культуры, да, наконец, в гости?! Уехать можно только на трамвае. Автобусы, будто не видя своей выгоды от такого количества пассажиров, мирно стоят в боксах.
Иван Лукьянов призвал транспортников... соблюдать расписание. О дополнительных рейсах в вечернее время вопрос, увы, так и не подняли. Почему? Владельцев маршрутов можно понять. Их водители и так выходят на работу к 5 утра (в половине шестого многие уже на линии), а встают вечером в гараж к 9 вечера. Получается 16-часовой рабочий день. Дополнительно работать еще два часа – выше человеческих сил. Да и страшно такому уставшему водителю доверять пассажиров.
Как же эта проблема решалась в советское время, ведь тогда автобусы ходили до 12 ночи? Просто. На каждом автобусе (как и сегодня в трамваях) работали в смену по 2 человека. По 9 часов каждый. Сейчас государство предлагает вернуться к этой системе. С 1 января 2013 года всех владельцев городского автотранспорта обязывают установить систему мониторинга за водителями. Умная техника будет следить за режимом труда и отдыха, и спустя положенное по Трудовому кодексу рабочее время водитель должен быть заменен напарником. С одной стороны это хорошо – автобусы будут ездить допоздна и в них будет безопасно. С другой – плохо. Перевозчики (и крупные, и малые) хором кричали о том, что у нас не Москва, что у ангарских транспортников нет денег на установку подобной системы. Ведь ее стоимость достаточно высока. К тому же соблюдение режима труда и отдыха водителей не выгодно никому. Ни хозяевам маршрутов, ни самим водителям! Ведь трудятся они по 16 часов в сутки сегодня не за интерес, а за деньги. И получают за такой труд максимум 30 тысяч рублей. Если сократить рабочий день, то сократятся и доходы. Где найти желающих работать на сложных городских маршрутах в жару и гололед за 15 тысяч? Словом, не закон, а сплошная головная боль.
Сейчас ангарские транспортники надеются только на то, что Москва смилостивится над регионами и систему мониторинга за водителями у нас с нового года не введут. А уж на дополнительные рейсы-то по вечерам можно и людей с выходных вызвать...
Не нравится людям и интервал движения по некоторым маршрутам. Город прирастает новыми районами, но автобусы туда не ходят. Сами жители предложили связать с БСМП новый 271 квартал. А также проработать доставку жителей «квартала» на АНХК. Есть и идея связать прямым маршрутом с Юго-Западным районом отделение ЦМСЧ-28 в 85 квартале.
Над всеми этими задумками новой власти вместе с перевозчиками предстоит серьезно поразмышлять. Главное на сегодня, как заявил один из владельцев маршрутов – привести в порядок городские дороги. «Чего стоят все наши планы, если зимой автобусы окажутся в роли «коровы на льду»?! – сказал он. – Прошлой зимой у меня в автопарке не осталось ни одного целого автобуса! Одни машины получили мелкие «травмы», другие – серьезные. А на ремонт нужны деньги и время. При этом власть требует «исполнять расписание».
Сейчас требования не изменились. Но дороги, к счастью, стали чуть лучше. Во время снегопада 29-30 октября центральные улицы города впервые за много лет чистили ночью. Значит, почин есть. И проблемы, доставшиеся по наследству, будут решаться.