Хотите увидеть ангела? Тогда вам нужно в выставочный зал Ангарского городского музея по улице Глинки, 25. Крылатые создания населили его с легкой руки известного иркутского фотохудожника Марины Свининой, чья персональная выставка открылась в этих стенах 25 октября.
Правда, здесь не только фото ангелов: без демонов картина мира была бы неполной. Есть у автора и другие удивительные персонажи – как будто ей удалось подсмотреть будни Бабы Яги и домового, погрузиться в жизнь мимов и оживить героев исторической драмы.
Впрочем, последнее как раз и неудивительно. Ведь Марина Владимировна уже более трех десятков лет работает театральным фотографом. Объективу ее фотокамеры знакомы все театральные труппы Иркутска. Снимает она и артистов, приезжающих в Приангарье на гастроли. Одним словом, знает театр досконально, в состоянии ставить фотографические спектакли.
Обычные в нашем понимании фотографии – выдающиеся по красоте пейзажи, студийные натюрморты – Марину Свинину не привлекают, они слишком элементарны. А вот поймать мысль в глазах актера – другое дело. Наверное, поэтому в любой ее фотографии заключена целая история, причем для каждого зрителя она будет своя. И история не бытовая, а бытийная. Чтобы ее выразить, Марина «училась доставать из себя всю женскую интуицию и всю мужскую способность владения формой».
Фотографируя и выставляя коллекции своих работ, она рассказывает свою собственную историю, которая так же многогранна и бездонна, как ее автор.
– Фотоработы вмещают меня всю, это проекция моей энергетики, рассказывает Марина. – Я чувствую мир за пределами материи. Чувствую жизнь во всем, что нас окружает: будь то человек, растение или камень. Они наделены сознанием так же, как и мы, могут общаться и передавать послания. Для меня грань между мирами стерта.
Марина Свинина считает, что мы можем многому научиться у того мира (или миров), что находится за гранью так называемой реальности. И понемногу, прибегая к помощи творческой метафоры, она открывает нам тайные знания. Кстати, то тут, то там среди фотографий на стенах выставочного зала разбросаны художественно оформленные тексты. Что это – нашедшие подтверждение догадки или сформулированные кем-то фрагменты истины – каждый пусть решит для себя сам.
По мнению Марины, экстрасенсорные навыки развились у нее благодаря процессу печатания фотографий. Наверное, многие еще помнят, насколько волшебным и всегда неожиданным был момент, когда в растворе проявителя на белой бумаге появлялось изображение. Для нее, напечатавшей в течение своей творческой жизни сотни и тысячи фотометров, проявка фотоснимка всегда вызывала необъяснимый восторг и энергетический всплеск.
Совершенствование фототехнологий, к сожалению, исключило из процесса фотографирования прежнюю магию, даже ритм съемки сменился. Однако свои плюсы есть и у цифровой фотографии – возможность мгновенно видеть результат и при необходимости корректировать его.
Марина была одним из последних оплотов аналоговой фотографии в Иркутске, до последнего не принимала новую технологию. Говорит, до сих пор некоторые ее коллеги – особенно те, кто занимается творческой фотографией, – так и не перешли на цифровой формат, другие, напротив, бросили любимое дело, когда умерла черно-белая пленочная фотосъемка. Сделать свой выбор ей помогла случайность – «встретила однажды камеру, в которую влюбилась, как школьница».
В Ангарске работы Марины Свининой уже видели: в том же самом музее в 2002 году выставлялась экспозиция под названием «Друзей моих прекрасные черты». Несправедливо было, что при такой высокой выставочной активности (с 1993 года она провела более сорока персональных выставок, в том числе в Германии, Австрии, Финляндии, Японии) ангарчане так долго были лишены возможности вновь прикоснуться к ее творчеству.
Нынешняя экспозиция вместила 66 художественных фотографий из двух серий: «Обитель сновидений» (1991-1997 гг.) и «Грань миров» (2009-2012 гг.). Работать выставка будет до 24 ноября. И надеюсь, что эта встреча с необыкновенным талантом Марины Свининой не последняя: у нее есть и другие фотоколлекции, которые нам будет интересно увидеть.