Сегодня Китой – отдаленный микрорайон города. И это говорит о многом. Например, здесь нет своего дворца культуры – некогда процветавший «Лесник» стоит закрытым уже несколько лет. Зато (по сравнению с городом) есть большое количество неблагополучных семей, по домам которых ежедневно ходят инспекторы по делам несовершеннолетних. Китой обслуживает один-единственный автобус. Зато бесперебойно работают несколько подпольных пунктов приема черного и цветного металла. Здесь закрыли последнюю аптеку. Зато процветают торговцы наркотиками и ларьки с ассортиментом «пиво-водка». Здесь постоянно появляются новые жители из Китая и ближнего зарубежья. А коренное население, погрязшее в дурманящем зелье, продает свои дома и огороды, заросшие сорняками.
Картина безрадостная. Городская власть также до сего дня годами ничего не делала, чтобы хоть как-то ее изменить. Однако есть люди, которые пытаются привести родной поселок, по недоразумению названный микрорайоном, в чувство и наставить его жителей на путь истинный. С ними мы и решили встретиться.
Сразу оговоримся: Сергей Бухаров и его товарищи – люди религиозные. Нравится это кому-то или нет. Сергей – пастор Китойской Христианской церкви христиан веры евангельской. Среди обывателей эти церкви в Ангарске известны тем, что протягивают руку помощи нуждающимся людям, упавшим на дно жизни: наркозависимым, бомжам, пожилым людям и инвалидам, волею судьбы оказавшимся без дома. Не бросают никого. А еще, как и любая церковь, служат Богу. Но это уже, конечно, совсем другая история.
В Китое Сергей служит пастором уже пять лет. За это время он сделал многое. В первую очередь, открыл реабилитационный центр (при церквях такие центры именуются «отделениями духовной помощи») – для тех, кто не хочет тонуть в бутылке или умирать на игле.
Мы приехали в китойский центр. Небольшое помещение в бараке отапливается двумя русскими печками. В нем живут несколько мужчин. Удивительно, но здесь чище, чем во многих деревенских домах. Один из братьев – дежурный по кухне. В сковородке жарится лук, на плите – большая кастрюля с кипящим супом. Скоро будет готов обед. Остальные тоже не сидят без дела. Только самый старший житель центра Михаил (выглядит он на все 70, но по паспорту мужчине всего 59 лет) тихо сидит в комнате на кровати. Таких «дедов», как Михаил, здесь двое. Обоих, как подкрались холода, выбросили из иркутского центра «Преображение». Полиция подобрала бомжей-инвалидов, но куда их девать? Позвонили в евангельскую церковь. Принять погибающих от холода людей согласился реабилитационный центр в Китое. Так они теперь здесь и живут. В тепле, на чистых кроватях, горячий суп кушают. От них требуют только одно – достойное поведение. В центре нельзя курить, выпивать, нецензурно выражаться. Казалось бы, малость. Но некоторым из числа бомжующих это не по вкусу. Пастор Сергей рассказывает, что жил у них безногий парень по имени Вадим. От него отказались все. Парень целый год прожил в центре, добрые люди привезли ему инвалидную коляску. Бросил пить, прошел реабилитацию. Общими усилиями удалось пристроить его в Центр социальной адаптации в Майске. Здесь ему и документы начали восстанавливать, и дом инвалидов стали подыскивать. Но… парень снова взялся за старое. Начал пить. И опустился на дно.
Второй такой постоялец – известный в городе бомж Сергей В., который, все пропив, постоянно лежит у входа на Центральный рынок. В китойском центре он прожил две недели. Как раз до пенсии. А за день до ее получения ушел. Что в центре сидеть? Пенсию пропивать надо…
К счастью, хороших примеров в разы больше. Многим жителям Китоя удалось освободиться от алкогольной и наркотической зависимости. Тем, кто не может завязать с прошлым в центре на территории родного поселка, подыскивают центры в других городах. Часть расходов, пусть небольшую, на дорогу оплачивает сам человек или его близкие, другую – церковь. «Ведь это только в спорте родные стены помогают, – говорит пастор Сергей, – а в нашем деле родные стены губят. И чем дальше от них находится человек в период духовной реабилитации, тем лучше».
Служитель центра Игорь сам прошел реабилитацию в городе Усолье. А теперь помогает избавляться от вредных привычек другим. О себе рассказывает, что в его детстве ничего не предвещало беды. Была нормальная семья, папа, мама, братья. До 5 класса Игорь учился отлично. А потом стал сильно пить отец. И мальчишка от семейных проблем ушел на улицу. Улица научила всему – в 7-м классе начал курить, дальше – пить. А потом, в далеком 1992 году, Игорь попробовал наркотики. Наркоманил он 15 лет. Много раз сам пытался бросить, просил, чтобы родные запирали дома. Но ничего не получалось. Родители вначале были на его стороне, верили, что сын завяжет. А потом, устав, отказались от него…
Игорь пришел в церковь. Побывал в центре реабилитации в Тулуне, завел семью. Но, как говорит он сам, неправильно расставил приоритеты. На первое место поставил деньги, потом семью, и лишь потом Бога. На том и «погорел». Сначала хорошо зарабатывал, решил, что все проблемы ушли, расслабился. Взялся за старое. И снова наркотики. Нарушил закон, попал на два года в тюрьму.
Освободившись, устроился на работу. Первый месяц работал на всю катушку. А когда получил первую зарплату… проколол. Да еще и денег занял. Скрывался от тех, кому был должен, на даче. Мужики уже ломали двери, обещая его убить. И тогда Игорь упал на колени и взмолился: «Господи, если ты есть, помоги!»
Свершилось чудо. Мужики перестали выносить дверь. Наступила тишина. Игорь сидел и не знал, сколько прошло времени. Но тут дверь снаружи открыла его мама. Сказала: «Может, в центр поедешь?» В центр он уехал первой же электричкой. И уже три года живет в трезвости. Последний год и другим помогает найти путь к Богу и трезвой жизни.
Таких, как Игорь, центр в Китое выпустил пять человек.
А жители Китоя, прошедшие реабилитацию в других городах, тоже стали глубоко верующими людьми. Они несут пасторское служение в Иркутске, Братске и Тайшете. Один стал служителем центра реабилитации в Улан-Удэ.
А еще есть множество просто трезвых людей. На сегодня практически все они – прихожане маленькой китойской церкви. Сегодня в ее постоянных членах числятся 29 человек. Число прихожан – около 60. Для поселка, население которого составляет 3 тысячи человек, включая стариков и грудных младенцев, это хороший показатель.
Кстати, о младенцах здесь тоже заботятся. Ведь в Китое очень много проблемных семей. На Рождество на деньги прихожан и благотворителей пастор Сергей закупает детям из самых бедных семей новогодние подарки, узнает у инспекторов по делам несовершеннолетних адреса неблагополучных семей и приходит в эти дома с подарками.
«Во многие дома страшно заходить. Вот, помню, зашел в один барак, а там никакой мебели, на полу – гора грязных курток, а на ней сидят дети. Тут же валяется пьяный отец. Матери в семье нет…» И таких семей десятки. Ребятишкам церковь пытается хоть как-то помочь. В планах – строительство столовой при церкви, где будут организованы регулярные обеды для детей из бедных и проблемных семей, здесь же разместится теплая и уютная игровая для самых маленьких. За зданием церкви пастор планирует строительство крепкой деревенской бани, где детишек или взрослых, которые придут с улицы за помощью, будут мыть и стричь (если потребуется, и насекомых из головы выводить).
Возможно, будут и комнаты для временного проживания. Уже сейчас в комнатушке при строящейся церкви живет бывший выпускник центра реабилитации, а теперь служитель Китойской Христианской церкви. Следит за порядком, делает посильный ремонт и отвечает за тепло. Пока в новострое силами самих прихожан и центра реабилитации ведутся работы по утеплению первого этажа. Отопления пока нет, ведь для частного дома (поселковая церковь построена из бруса) надо покупать котел или бойлер. Стены обивают теплоизоляцией, а обогревается здание, куда постоянно приходят за помощью люди, при помощи тепловой пушки. Пока в церкви оборудован только центральный зал.
Для окончания строительства, начатого еще пять лет назад, не хватает средств. Жители поселка небогаты. И потому Китойская церковь просит помощи у неравнодушных ангарчан. Для строительства можно пожертвовать деньги, но лучше – стройматериалы. Если вам небезразлична судьба взрослых и детей, которые оказались на дне жизни, помогите!
Телефон пастора Сергея Бухарова: 8-902-1-739-981
Номер карты для пожертвований:
ИНН/КПП 3801053553/380101001
4276 8180 1194 3119 Сбербанк РФ
Расчетный счет: 40817810918313732335
Бухаров Сергей Николаевич
Ангарское отделение №760/00050
Байкальский Банк ОАО «Сбербанк России»
к/с 30101810900000000607,
БИК 042520607.