Александр Купальный – с виду обычный ангарский предприниматель, хозяин автосервиса. И ездит по городу он на вполне обычной машине. Но… стоит только заглянуть в гараж Александра Даниловича, и любой, даже неискушенный автомобилист поймет – перед нами настоящий технический гений. Умеющий, к счастью, не только конструировать колесную технику, но и умело собирать ее.
Свое увлечение реконструкцией старых автомобилей и мотоциклов Александр Купальный не афишировал много лет. Хотя его работа более 20 лет была тесно связана с автомобилями – с 1980 года Александр Данилович состоял в должности… инспектора ГИБДД!
Пришел в органы простым рядовым. А потом дорос до майора. В этом звании и ушел на пенсию в 2001 году. За 21 год напряженного труда на автомагистралях города видел много разной техники. Все удивительное старался запомнить, а потом воплотить в жизнь в собственном гараже.
Двухколёсные пенсионеры
Благо, было и желание, и опыт. Ведь свой первый раритетный мотоцикл М1Н (Минск), в народе известный как «козлик», 1949 года выпуска, Александр Купальный начал собирать практически сразу после службы в армии.
«Я его случайно нашел разбитым на свалке в Савватеевке. Точнее, мотоцикла-то путем и не было. Одна рама. В мусоре удалось откопать еще и заднее колесо. «Хлам», который кто-то посчитал достойным лежать на помойке, я перевез в гараж. Бился над ним несколько лет. И в 1981 году сделал. Мотоцикл уникальный, легкий. Весит всего 75 килограммов, ездит быстро, а еще в нем нет аккумулятора», – рассказывает умелец.
Как же без аккумулятора? Оказывается, модель такая. Уже не первое поколение семьи Купальных возит.
Сложности были и с двигателем. Ведь изначально устаревшая модель заправлялась бензином АИ-66, которого сейчас и в помине нет. Самое низкое октановое число нынешнего топлива – 92. Но мастер и тут постарался. «Подшаманил» движок – и поехал раритетный мотоцикл на современном топливе! Кстати, не он один. Его «коллеги по гаражу» – БМВ времен Второй мировой войны и старенький «Иж-56» – тоже работают на АИ-92.
Немецкий БМВ появился в гараже Купального чуть позже. Это был уже не большой советский мотоцикл для сельских дорог, а настоящая боевая машина. Комфортная, проходимая, тяжелая и сделанная в расчете на преодоление больших расстояний.
После восстановления мотоцикл получился – загляденье! Его даже предлагали купить. Но за небольшую цену – около 150 тысяч рублей. Почему так дешево? Потому что модель в войну была крайне распространенная, серийная. На этих мотоциклах вся немецкая армия ездила. Естественно, мастер не продал. И много лет ездил на немецком трофее на охоту. В 1985 году даже по подобию этого мотоцикла создал «трицикл» – мотоцикл с коляской. Чтобы и самому ехать, и пассажиров везти (а когда подфартит – и крупный охотничий трофей!).
Удивляет, что все недостающие детали Александр Купальный либо находил на рынках подержанных запчастей, либо вытачивал сам.
Это сейчас можно купить машину или мотоцикл начала 20 века и смело оснастить их запчастями, которые в изобилии продаются в Интернете. А в далекие восьмидесятые люди даже к «Жигулям» не могли ничего приобрести, не то что к зарубежному раритету. Но тем не менее не сдавались. И делали своими руками такое, что многим нынешним мастерам и не снилось.
Следующим в гараже Купального появился советский мотоцикл «Иж-56» 1958 года выпуска. У «старичка» в отличие от более современных моделей раздельное сиденье и однорядная цепь. Восстановлению техника поддалась без труда. Но времени на нее ушло немало. Ведь наступил в прямом смысле «голодный и холодный» 1991 год. С хобби пришлось на время завязать. До лучших времен.
До сих пор своей реставрации ждут несколько раритетов. В том числе и редчайший БМВ R12, сделанный в 1933 году. На этих машинах немцы начинали Вторую мировую. И они уже не были так распространены на территории бывшего СССР. Также в запасниках стоят «Иж-49» (прародитель уже восстановленного «Иж-56») и «Ковровец А 750». Сейчас для восстановления мотоциклов есть все: и большие теплые гаражи в собственном автосервисе, и средства. Но, как и у всех предпринимателей, катастрофически не хватает времени. Мастер уверен, что эта проблема вскоре решится, ведь ему на помощь уже готовы прийти сыновья, разделившие папино увлечение.
«Памятники» на своих четырёх
Дети Александра Даниловича присмотрели себе для восстановления более простую машину – ГАЗ-21 «Волга». Сделать ее хочется в лучшем виде. Поэтому для создания одной «Волги» пришлось приобрести две. Еще одна, наполовину разобранная, уже была в автосервисе.
Как рассказывает мастер, одна из машин на ходу. Именно на ее базе и будут собирать автомобиль. Сделать надо еще очень много. И кузов до ума довести, и всю ходовую часть вместе с двигателем (родным – это фишка Купального) перебрать. И, конечно, восстановить в первоначальном виде салон.
Кстати, обе машины – не первой серии. Знаменитого оленя на капоте у них нет. Вместо него – обычная серебряная капля. Машину с оленем Александр Купальный видел пару лет назад на одном из местных авторынков. Ее неплохо покрасили, внешне восстановили и продавали за приличную сумму – 180 тысяч рублей.
Но, по мнению мастера, придирчиво осмотревшего восстановленный раритет, отреставрировали ту «Волгу» плохо. Машина хорошо выглядела внешне, но под капотом все было весьма печально. А покупать фактически один кузов за такую сумму – весьма накладно даже для предпринимателя. Поэтому старые «неходячие» «Волги» приобрели за небольшие деньги у тех, кому они в гараже стали обузой. И теперь будут делать новую. Правда, без оленя…
Опыт восстановления раритетных машин у Купального тоже есть. Грузовик ГАЗ 1960 года выпуска исправно служит своему хозяину и по сей день. Машина этой марки уникальна даже тем, что она единственная в области, стоящая на учете в ГИБДД! То есть все ее собратья либо уже пошли на металлолом, либо, как ГАЗ в Майске, стали в прямом смысле памятниками советскому автомобилестроению. А у Александра Даниловича ездит! Собрал он ГАЗ в 1985 году. Тогда это было еще не такое старое авто и кое-где можно было даже приобрести запчасти. Но прошло уже почти 30 лет, и на машину, которой больше пятидесяти, все приходится вытачивать вручную.
Работает транспорт наравне с «молодежью» – выполняет свои прямые обязанности в сервисе, возит разные грузы. А можно и на природу выехать. Кстати, никаких неровностей грунта на нем практически не чувствуется. Колеса высоченные. Мотор, как и везде, родной. Но капитально отремонтированный и форсированный под 92-й бензин. Ведь не только мотоциклы, но и машины раньше заправлялись АИ-66. А еще пришлось переделать отопитель салона. Советский работал, но уж больно холодно было с ним зимой. В конце 50-х годов, когда эти машины шли в серийный выпуск, о комфорте водителя и пассажира особо никто не думал. После войны люди были и этому рады. Сегодня водители стали куда более избалованны.
А вот родной омыватель стекол здесь имеется. Но весьма своеобразный – механический. Для того чтобы дворники «ходили», надо нажимать на специальную кнопочку. Как водители ухитрялись совмещать эти нажатия с вращением руля – неясно.
Нет в автомобиле и привычных нам предметов автороскоши: не то, что магнитолы – даже простого радио. А панель управления сделана из обычного железа. «Кушает» машина тоже немало – 18 литров 92-го бензина на 100 километров. Но в сравнении с современными грузовиками это вполне приемлемо.
Планов на восстановление новых грузовых машин у Александра Купального нет. Грузовой ГАЗ пока останется единственным. Зато в запасниках уже стоит его легковой предшественник сороковых-пятидесятых годов выпуска. Ржавый его кузов поначалу немного пугает. Но лишь тех, кто не знает, кто будет его ремонтировать. По мнению Александра Купального, эта машина еще в хорошем состоянии. И восстановить ее удастся в лучшем виде.
Посторонись, вездеход!
Восстановление старых авто и мотоциклов – не единственное увлечение мастера. Плох тот исполнитель, который не мечтает придумать что-то свое! Долгие годы Александр Данилович пытался подобрать себе машину для поездок на охоту. И к той модели присматривался, и к этой… Но так и не нашел подходящую. Плюнув на это бесполезное занятие, решил сделать вездеход своими руками. И сделал!
В 2003 году «с конвейера» его автосервиса сошел внедорожник «Пневмо-1». Машина – зверь. Кажущийся объемным невысокий кузов тянут шесть мощных колес «Трикол» от автомобиля «Лапасия», выпускаемого для бездорожья Крайнего Севера. Четыре задних на цепной передаче – ведущие. Благодаря им машина проходит практически везде. Автор даже зовет ее «болотоходом», ведь именно на болоте, как выяснилось, ей нет равных.
Сам кузов полностью авторский. Единственное, что досталось «в наследство», – форточки от «Жигулей». Остальное сварено и сделано своими руками. Руль у болотохода находится посередине. Пассажирского места нет. Для чего такая «планировка»? Так бывалому охотнику удобнее ехать по бездорожью. Обзор и справа, и слева. А для пассажиров места найдутся! Сзади две добротные, обитые мягкой тканью лавочки, на которых без труда разместятся четыре человека. Также здесь можно расстелить матрас и спальник и комфортно выспаться.
Кстати, весит объемный кузов совсем немного – 1400 килограммов. Как у стандартных «Жигулей». Это потому, что задняя часть машины, как у УАЗа, покрыта брезентом. Но в салоне стоит такой мощный отопитель, что этот «недостаток» вовсе не замечается. Мотор здесь тоже от «Жигулей» – восьмой модели. И работает отлично. Ведь машина фактически тихоходная. Даже по трассе выше 60 километров в час на ней не разгонишься – мешают огромные колеса.
Удивительный болотоход со времени своего создания – с 2003 года – стоит на учете в ГИБДД как «внедорожное транспортное средство». А еще несколько лет назад авторский автомобиль занял второе место на региональном «Байкал Мотор-шоу».
Ангарчане, кроме заядлых охотников, часто встречающихся с Александром Купальным в лесу, до сегодняшнего дня чудо-машину не видели. Автор презентовал в родном городе свой «болотоход» на недавно прошедшем конкурсе водителей городского транспорта. Машина произвела настоящий фурор. Дети облепили самодельный внедорожник. Практически все три часа, пока шел конкурс, автор только успевал катать малышню.
Интересовались машиной и взрослые мужчины. Из чего сделана? И главное – как? Этот вопрос для многих так и остался загадкой. Ведь, по мнению Александра Купального, сегодня многие автомобилисты не то что ремонт – даже уже имеющуюся запчасть поставить не могут. Все делают автосервисы. От человека требуется лишь платить да руль крутить. И обидно, что научить работать руками ни в одном институте нельзя.
«Я беру в свой автосервис работников, не глядя на их образование. Ведь чего стоит корочка, если у тебя руки, простите, не из того места растут?» – говорит Александр Данилович. И его тактика дает плоды. Умеющий работать сам, он «ставит на колеса» других. Не только машины, но и людей. Тех, кто хочет жить и учиться.