Первый день ноября стал для художницы Елены Бердниковой знаменательным. В выставочном зале Ангарского городского музея (что на улице Глинки, 25) открылась ее персональная выставка. Правда, несмотря на явное мастерство, с которым написаны ее картины, сама Елена называет себя «художницей самодеятельной».
Живописи она нигде и никогда не училась, хотя рисовать любила с детства, сколько себя помнит. У нее это в крови – по отцовской линии. Дед рисовал, отец пишет стихи, творческое начало присутствует во всех членах семьи. А вот в художественную школу пойти не было возможности – до 2002 года Елена с семьей жила в селе.
Но жажда творчества заставляла брать кисть в руки: дома и в школе, в институтской редколлегии и на работе она всегда занималась плакатами и разрисовывала «окна» к праздникам. Пробовала освоить акрил и батик, однако отраду для себя нашла в живописи маслом.
К масляным краскам Елена впервые обратилась только в 2003 году, когда жила в Липецкой области, на родине отца. Там южное плодородие и буйство красок заставили ее преодолеть благоговение перед трудом художника и самой подойти к холсту. А еще в ее талант больше, чем она сама, верили коллеги. (Кстати, профессия Елены Бердниковой далека от искусства: она инженер-преподаватель.) Теперь ничего не доставляет ей большего удовольствия, чем работа масляными красками.
– Первым я написала пейзаж, – делится с нами Елена. – Совершенно неудачный. Болото какое-то получилось. Второй – уже лучше. Живопись для меня – это ощущение сказки. Я получаю удовлетворение и от процесса, и от результата. Если мне что-то не нравится, просто закрашиваю и перерисовываю. Масло мне нравится еще и потому, что всегда можно вернуться обратно, как при работе на компьютере – на один, два или три шага назад. Не как с бумагой, гуашью или акварелью. Этот процесс может быть бесконечным. Нравится запах красок и льняного масла, которым их разбавляю, ощущение происходящего чуда. Улучшается настроение, проходят головная боль и простуда. Жизнь кажется необыкновенно прекрасной.
Любимыми жанрами для художницы остаются пейзаж и натюрморт. Елена обращается к тому, что ей нравится, к чему лежит душа. На стене, которую в музее добродушно величают «стеной дебютантов» (так получилось, что с нее начался творческий путь не одного ангарского автора), размещены знакомые ангарчанам пейзажи – они написаны в окрестностях Савватеевки. Есть здесь и проба портрета – моделью для Елены послужил один из ее сыновей. Правда, сама она считает его не очень удачным – писать портреты еще нужно учиться. Как всегда, самостоятельно. Елена признается: никогда не идет проторенным путем, любит преодолевать препятствия. Компьютер она осилила сама, правила дорожного движения, которые сейчас преподает в школе СТК, тоже сама. Что справится – не сомневается, нужно только найти для этого время, которого пока недостает.
А тем временем на суд зрителей представлены картины Елены, наполненные любовью к природе и людям. Так считают ее коллеги-художники, приглашенные на вернисаж. «Все продумано через сердце», – добавляет мама художницы. Картин у нее много, но дома они, как правило, не задерживаются. Елена дарит их своим друзьям и знакомым. Значит, как художник она уже вполне востребована.