Дважды в неделю – по средам и четвергам – в нашем городе юные воспитанницы Татьяны Пановой плетут настоящее вологодское кружево. Благодаря этому мы сегодня можем вам рассказать о том, как единственный в Приангарье дипломированный мастер по кружеву работает в Ангарске.
Подушки для «Снежинки»
Студия «Снежинка» детско-юношеского центра «Перспектива», где работает Татьяна Панова, находится в помещении клуба по месту жительства «Крылатый» в 107 квартале. Кружевницы занимают несколько небольших комнат. В кабинете, где они работают, нет столов, только... подушки. Но спать здесь некогда! Просто без этих валиков, набитых поролоном, невозможно сплести кружевную салфетку или пелеринку. Подушка, закрепленная на козлах (разножках), и есть рабочее место мастериц. Для плетения кружева еще нужны нити, коклюшки, булавы и эскиз узора, называемый сколками. Кружевницы втыкают в него булавочки, на которые закрепляют и перевивают нити. Деревянные коклюшки быстро мелькают в руках, мерно постукивая в такт работе мастериц. «Перевить-сплести – таков принцип плетения кружева, – говорит Татьяна Степановна. – Всего два движения дают нам неограниченные варианты для творчества! Своих девочек я учу делать плотный узор, для этого каждую нить надо перевивать несколько раз. При этом само кружево выглядит нежным, ажурным, иногда почти прозрачным, но наощупь оно плотное, немнущееся, хорошо держит форму». По словам Татьяны Пановой, плетение осваивают даже самые юные мастерицы, шестилетние девочки. Со временем от простейшей дорожки они переходят к сложным узорам, удерживая в руках одновременно по 6-8 коклюшек. Опытнейшие вологодские кружевницы могут работать даже с закрытыми глазами – их руки помнят узор кружева. Татьяна Панова с гордостью демонстрирует мне работы своих мастериц – ажурные снежинки, панно с диковинными птицами, рыбами, лошадками. А потом достает свои изделия... Теперь понятно, почему кружево иногда называют нетающим инеем и застывшей песней. Но создать такое рукотворное чудо под силу только тому, у кого руки из нитей сплетают музыку!
Прихотливый узор ее жизни
«Рукодельничать я начала в раннем детстве, – рассказывает о себе Татьяна Степановна. – В 7 лет я пришла к педагогу Нине Ивановне Зайцевой учиться вязанию на спицах. Потом наш кружок передали во Дворец пионеров. И там я занималась вплоть до поступления в медучилище. Нину Ивановну по праву всегда считала своей второй мамой, она многое мне дала в жизни, многому научила. Когда несколько лет назад меня позвали в Ангарск заниматься с детьми, я согласилась в память о своем педагоге. Ее уже нет на свете, а я продолжаю передавать ее творческие традиции подрастающему поколению». Но кружевоплетению Татьяна Панова научилась вдали от дома. В 25 лет, когда после окончания медучилища она работала в МСЧ-28, случайно увидела в журнале «Работница» или «Крестьянка» объявление о наборе учащихся в Вологодское училище №15: набирали студентов на отделение кружевоплетения. Решение о поездке в Вологду было принято за один день – Татьяна оставила работу, личные проблемы и уехала из дома. «В училище очень удивились моему намерению стать учащейся, – вспоминает Татьяна Степановна. – Они проводили набор выпускниц 8 классов, многие девочки приезжали к ним из соседних деревень. А тут я – 25-летняя сибирячка с горячим желанием научиться плести вологодское кружево! И меня взяли сначала воспитательницей – работать с учащимися, а месяц спустя зачислили к этим же девочкам студенткой. Так что для них я одновременно была и однокурсницей, и педагогом! Скажу честно, легко не было. Но я на это и не рассчитывала. За успехи в обучении меня вскоре перевели в группу кружевниц со знаком качества. Там были девушки, которые плетут особенно быстро и аккуратно. Наши изделия шли на продажу. Так что потом я стала неплохо зарабатывать. Но главное – приобрела бесценный опыт вологодского плетения кружев и спустя три года получила диплом с отличием по специальности «кружевница ручного кружева».
Дипломная работа Татьяны Пановой – кружевная вставка в платье – выставлялась на ВДНХ. После окончания обучения ей предлагали остаться в училище мастером. Но она уехала домой. Сердечные дела, которые ее в свое время «отправили» в Вологду, вернули в Ангарск. Судьба плела свой узор: семейная жизнь долго не складывалась, диплом кружевницы пришлось положить на полку. Прошло несколько лет, и Татьяна Панова переехала в Мишелевку. Жизнь в деревне научила мастерицу доить коз и коров; руки, умеющие создавать необыкновенную красоту из тонких нитей, смогли колоть дрова и копать огород. «Работать я устроилась в местную школу, – рассказывает Татьяна Степановна. – Кружево иногда плела вечерами для себя, в редкие минуты свободного времени. А потом в школе решили организовать выставку прикладного творчества педагогов. Я принесла свои салфетки, кружевные воротники. Сразу после этого специалисты управления культуры Усольского района предложили мне должность педагога в школе искусств. Так я опять стала заниматься плетением кружева». Сейчас Татьяна Панова преподает в Белореченской школе искусств, а дважды в неделю приезжает в Ангарск, где ведет кружок «Снежинка» при ДЮЦ «Перспектива». Слава о ее мастерстве давно уже перешагнула границы Усольского и Ангарского районов. Ее авторские работы побеждают во всероссийских конкурсах, а в конце сентября этого года Татьяна Панова была удостоена звания «Народный мастер Иркутской области». На областном конкурсе, проходившем в сентябре в честь юбилея Иркутской области, кружевной орден Татьяны Пановой был в числе лучших работ. Участники в течение нескольких часов должны были изготовить конкурсную работу. Татьяна Степановна сплела большой орден с цифрой 75 посередине. В ее личном архиве немало наград и грамот. Сама же она признается, что лучшим подарком для нее всегда был интерес детей к кружеву, их желание научиться плетению красивых узоров из нитей.
Бусинки на счастье
«Говорят, в прежние времена крестьянки до 20 часов подряд проводили за кружевом, работая до кровавых мозолей на своего хозяина, – рассказывает Татьяна Степановна. – У меня тоже есть мозоли на пальцах, и тоже были времена, когда я дни и ночи проводила за плетением. Такое случается, если наваливаются какие-то проблемы, жизненные неурядицы. Тогда плетение спасает от тяжких дум, только вот кружево получается темное – красивое, но с преобладанием черных нитей. По моим работам сразу видно, в какой период моей жизни они были сделаны. К примеру, панно с храмами появились, когда болел внук. А вообще работа с коклюшками успокаивает, приводит мысли и чувства в порядок. Мы с девочками работаем под музыку, часто включаем классику, композиции Дедюли. Работа спорится под музыкальные ритмы! По первой специальности я медик и не могу не видеть, что плетение, рукоделие способно лечить! Человек становится более спокойным, улыбчивым, организованным. Когда я еще работала в Мишелевке, был в моей практике такой случай. Мама девочки-подростка, на глазах у которой утонул родной отец, привела ее ко мне заниматься кружевоплетением. После пережитой трагедии девочка перестала говорить. Вскоре она плела лучше всех, занималась с большим старанием, за работой оттаивала, оживала, отвлекалась от мучительного страха. Знаю, что сейчас она помогает матери по хозяйству, занята домашними заботами. Говорить нормально она не стала, но социальная ориентированность помогает ей жить, и ее кружевные работы охотно покупают местные модницы».
С детьми Татьяна Панова занимается с большим увлечением. Радуется, что и школьницам есть чему поучить своих мам и бабушек. Мальчики тоже приходят заниматься, при этом многие плетут кружево очень аккуратно, технично, с хорошей скоростью. Однако в подростковом возрасте часто бросают это «женское» занятие.
«Есть у нас с девчонками такая забава – на занятиях, кроме основных работ, они плетут браслеты, вплетая в них бусины счастья, – улыбается Татьяна Степановна. – Нанизывая каждую бусинку, они наговаривают на нее свое желание, свои мечты. Если очень постараться, то все это непременно сбудется в жизни! Я это точно знаю, ведь в моих работах тоже есть такие бусины счастья».
Ее работы – это особый раздел вологодского кружева. Воротники, пелерины, жилеты, блузы с замысловатыми сложными узорами вызывают бурю эмоций у окружающих. Ажурное болеро превращает в вечерний праздничный наряд даже самое простое платье! Каждая работа уникальна, и каждая – результат многодневного труда. «Вот эту блузу я плела восемь месяцев, – говорит Татьяна Степановна. – Конечно, с большими перерывами из-за нехватки свободного времени. Но каждый раз садилась за коклюшки с таким вдохновением! Несмотря на соблазны, плету только вологодское кружево. Есть много других видов кружев, но в вологодском не только скрыта особая техника плетения – там, где-то среди нитей, прячется и моя душа». Если внимательно вглядеться в рисунок кружевных работ Татьяны Пановой и ее учениц, становится ясен общий принцип вологодского плетения: контуром узора служит широкая плетеная лента (вилюшка), а пространство вокруг нее заполняет так называемая «решетка» – плетеная мелкая сеточка с разным орнаментом. Вилюшка идет по рисунку плавной непрерывной непересекающейся линией, она придает узору рельефность, объемность, а мелкое плетение «решетки» с добавлением золотых и серебряных нитей делает кружево ажурным, воздушным, изящным. Отдельно сплетенные решетки соединяются между собой крючком – так создается сцепное вологодское кружево.
«Меня часто спрашивают, где я беру идеи кружевных узоров, эскизы своих работ, – говорит Татьяна Панова. – Что-то я привезла из Вологды, что-то нахожу в журналах и Интернете, ну а большую часть придумываю сама. Идеи иногда приходят сами собой. Когда на улице идет снег, мы с девочками выходим на улицу, ловим на варежки снежинки и рассматриваем их, стараясь запомнить узор. А какие сюжеты иной раз мороз рисует на стеклах! Никакой мастер специально не додумается! Остается только перенести все это на бумагу и выполнить в кружеве. Ничего сложного – скрутить-сплести. И так несколько тысяч раз!»
Вологодское кружево
Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяет славу русского кружева.
Само название «кружево» родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Возможно, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку.
В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. В 1920 году была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Вологодское кружево сегодня – это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники, а также профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц. 3 ноября 2010 года в Вологде открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлено более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.
Ангарчанка Татьяна Панова – единственный в нашей области дипломированный специалист по вологодскому кружевоплетению.