Есть в Ангарске школа, в которую возвращаются работать и куда настойчиво ведут учиться своих собственных детей выпускники. Школа, педагоги которой показывают на всевозможных конкурсах высокий профессиональный уровень (кстати, учитель именно этой школы – Виктория Семенова – стала победительницей областного конкурса «Лучший учитель года-2011»), где считают, что правильно управлять детьми может только человек, профессионально этому обученный. Школа, на пороге которой под Новый год гостей встречают Дед Мороз со Снегурочкой и чей педсостав во время праздников легко превращается в сказочных героев. Школа, в жизни которой родители учащихся задействованы почти так же плотно, как их дети. И, наконец, школа, которая в ноябре 2012 года отмечает свое 25-летие.
Речь идет об ангарской школе №17. Конечно, и в других образовательных учреждениях города и замечательные учителя имеются, и учеников-звездочек хватает. Однако у этой школы есть то, что делает ее непохожей ни на одно другое учебное заведение в районе, то, что обуславливает ее неоспоримую уникальность. Это ее история.
Экспериментальная судьба
Четверть века – возраст относительно молодой, но и в 25 есть о чем вспомнить, чем поделиться. Школа №17 открылась в 1987 году как экспериментальная педагогическая площадка регионального уровня. Здесь собрали молодых специалистов – учителей, только что окончивших педагогический институт, средний возраст педагогов составлял 21-24 года. И, надо сказать, что эксперимент оказался удачным: до сих пор в ней продолжают трудиться многие из тех, кто пришел тогда работать в новую, пахнущую свежей краской школу. Прикрепилась и судьба – быть постоянной площадкой для экспериментов.
В 90-е годы работа шла в эстетическом направлении. В 17-й открыли «Школу шестилеток», школу-сад, коррекционно-развивающие классы. С 2000 года стали заниматься предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Тогда это было очень современно, ново, свежо. В школе были классы естественнонаучного, физико-математического, социально-гуманитарного, информационно-технологического направлений. Но и в обычных общеобразовательных классах здесь учили и продолжают учить хорошо. Это не голословное утверждение: стоит посмотреть хотя бы на результаты ЕГЭ в прошедшем учебном году – все они выше средних по региону.
С 2008 года школа снова работает в режиме эксперимента. На этот раз – муниципального уровня. Здесь начали формировать у учащихся и педагогов эмоциональный интеллект, от которого, по большому счету, и зависит успешность человека. Умственные способности отходят на второй план, главное – умение человека сотрудничать с другими людьми, сопереживать им, вести диалог, договариваться. Кроме того, ум не всегда можно развить, а умению пользоваться своим эмоциональным интеллектом научить можно, и в жизни это всегда пригодится. В 2010 году школа №17 включилась в региональный мегапроект по направлению «Одаренные дети», который предполагает внимательное отслеживание способностей ребенка и их развитие.
Мэтр
Профессионализм и талант педагогического сообщества школы, конечно, значит многое, но без общего связующего звена не получилось бы в коллективе особого микроклимата 17-й школы. Первым ее директором стал Петр Григорьевич Бакалов – новому учебному заведению очень с ним повезло. Даже после ухода на пенсию его продолжают называть здесь «монолитом» и «символом школы».
Он стоял у штурвала 23 года, и решился покинуть свой пост только в 70 лет, зная, что больше работать не сможет, но перед этим сделал все, чтобы школа после него осталась в полном порядке. Оснастил все кабинеты компьютерной техникой, обновил мебель, сделал ремонт в актовом зале. А главное – задал образовательному учреждению активный темп жизни, воспитал коллектив и приучил работать на совесть и с любовью.
– Наше поколение вообще 17-ю школу без Петра Григорьевича не представляет, – признаются учителя. – И ученики тоже. Он год не работает, а дети продолжают приглашать его на все школьные праздники. Удивительный человек, большой смелости и отваги. Сейчас, когда один молодой специалист приходит – трудно, а он набрал полную школу вчерашних студентов. Неопытных, но с гонором. Нам казалось, что мы очень умные: только что закончили институт. Петр Григорьевич возился с нами, воспитывал, наставлял. Он не только наш первый учитель, он нам батько был. Приходил к нам в общежитие, кроватные сетки, розетки нам подкручивал, проверял, все ли в порядке. Не всякий директор сможет взять под свое крыло столько цыплят желторотых, прислушиваться к ним по-отечески. При этом все очень интеллигентно, никогда не позволяя себе лишнего, иногда и сдерживаться ему порой приходилось. Самое суровое выражение лица у него было – сдвинутые брови.
Перед Ларисой Шелковниковой, пришедшей на смену Петру Бакалову, как она сама говорит, стоит задача сохранить особый дух, присущий школе №17, и не потерять людей, а наоборот, увеличить этот творческий, работоспособный, во всех отношениях замечательный коллектив – как учителей, так и детей. Ларису Михайловну считают в школе «своим» директором. Она 12 лет трудится в 17-й, да и работать после Петра Григорьевича оказалось легко: здесь каждый занимается своим делом, никому не нужно объяснять, что от него требуется, для чего он приходит в школу.
Школьная семья
В школе №17 уже много лет существует тройственный союз: учителя, ученики, родители. Это отражается и в ученическом самоуправлении. Здесь в отличие от других образовательных учреждений нет школьной демократической республики, зато работает управляющий совет, состоящий из Марина Богомолова, учитель начальных классов:
– Я искренне горжусь своей школой! Это большая удача, счастье и награда, что после института я вместе со своими однокурсниками попала в школу №17. Я из тех «старожилов», которые открывали эту школу и начинали здесь работать. Жили все по соседству, в бывшем общежитии. Молодые, зеленые, опыта не хватало, но эмоций и задумок было море – засиживались в школе до часу, до двух. Приходили – стучались в общежитие, а нам с вахты говорили: «Гуляете ночью – вот и гуляйте!» Мы разворачивались и шли в школу. Никто не верил, что молодые девчонки сидят до ночи в школе и работают. А мы сценарии сочиняли. Здесь и ночевали. У меня тогда были шестилетки, и мы укладывались на их кроватки. В общем, условия для работы были созданы! Школа буквально стала нам домом.
Мне не стыдно нигде сказать, что я работаю в ангарской школе №17, что начинала с нуля вместе с директором писать летопись нашей школы. Я убедилась, что ученики и учителя школы №17 – это необычные люди, таких нет больше нигде, это образ жизни, или, точнее, национальность. Наших детей видно на конкурсах и олимпиадах в Иркутске, их выделяют среди ангарчан, которые, как правило, показывают себя с очень хорошей стороны. А нам ничего не надо – только чтобы наши ученики были успешными. Значит, мы не вхолостую прожили свою жизнь, не горели напрасно. Школа – это живой, сложный организм, который стареет, растет, обновляется. Пожелаю коллегам: несмотря на то сколько там стукнуло по паспорту, чтобы мы всегда оставались национальностью «17-я школа». И пусть это звучит гордо!
Виктория Выборова, учитель русского языка:
– Мы мастера своего дела. Секрет нашего мастерства – это каждодневный труд. Мы идем в школу и понимаем, что не имеем права работать плохо. Уровень мастерства не позволяет и совесть. С этим живем. В нашем коллективе нет так называемой «текучки». Потому что никто из нас «вытечь» отсюда не хочет. Конечно, труд наш тяжелый – об этом все знают. Но он очень благодарный. Пришли работать молодыми девчонками с горящими энтузиазмом глазами. Задор и молодость отдаем детям, выкладываемся на сто процентов, а они нам сторицей возвращают. Секрет в том, чтобы воспринимать ребятишек как своих собственных детей. представителей учительской, детской и родительской общественности. На первой ступени обучения – Совет командиров, на Совет старост собираются ребятишки с 5 по 7 класс, с 8 по 11 – самые активные участники школьной жизни – Совет старшеклассников. В результате выстраивается слаженная система воспитательной работы, целью которой является успешная конкурентоспособная личность.
Ученики увлекаются спортом, вокалом, техническим моделированием, прикладным творчеством, рукоделием – для этого в школе созданы все условия, работают кружки и секции. Чего стоит одно только объединение «БиМ» («Большие и маленькие»), занимающееся гильошированием – выжиганием по ткани – под руководством учителей технологии Альбины Колесник и Инны Диановой! Их неповторимые коллекции нарядов знают далеко за пределами Ангарска, а мастерицы придумывают все новые. Есть здесь отряд волонтеров, ЮИД и ДЮП, все – активные участники муниципальных и областных соревнований.
Большой школьной семьей проводят многочисленные мероприятия – от олимпиад и предметных декад до спортивно-оздоровительных, календарных и даже фольклорных праздников, введенных в обиход учителем музыки Светланой Агеевой. Во время массовых мероприятий число участников впечатляет, а болельщиков не может вместить актовый зал (второй по величине в АМО). Что неудивительно, если учесть, что только начальных классов в школе сегодня 17. А были времена, когда их было 43, – в 1993 году в школе было 2300 учащихся. Работали в 3 смены, в классах – по сорок человек. По буквам в параллели до класса «л» доходило.
Родители приводят сюда детей с удовольствием, даже если у них есть возможность выбирать учебное заведение. В этом году набрали пять первых классов. С 2006 года количество детей возросло на 250 человек. Параллельно с числом учащихся увеличивается и количество учителей – только в 2012-м в школу пришли двое молодых специалистов: учитель математики и педагог-психолог. Работа продолжается.