Двенадцать лет назад учитель начальных классов Светлана Руцких, оставив школу, где трудилась более десяти лет, занялась делом, о котором мечтала с детства. Сегодня Светлана Викторовна руководит передвижным театром кукол с милым названием «Добрый гном».
Театр кукол – многогранное и уникальное искусство. В нем есть частичка волшебства, которое так любят дети.
В пятилетнем возрасте наша героиня впервые увидела по телевизору спектакль театра Сергея Образцова «Необыкновенный концерт», где куклы оживали, разговаривали, шутили, смеялись. Это стало для нее одним из самых ярких впечатлений детства. Вскоре у Светланы родилась сестренка, но, на беду, у девочки с самого рождения начались серьезные проблемы с сердцем.
– Когда я узнала, что моей младшей сестре нельзя много двигаться, стала придумывать различные игры, с помощью которых можно было бы удержать ее на месте, – вспоминает Светлана Викторовна. – Именно тогда мне пришла мысль оживить кукол, разыграть с ними веселый спектакль. Все получилось – сестренка стала мило улыбаться и следить за моими действиями. Так я получила свой первый театральный опыт и параллельно освоила уроки милосердия и доброты.
Когда настала пора выбирать профессию, Светлана поступила в Красноярское ордена Почета педагогическое училище имени Максима Горького. Она не жалеет о своем выборе, так как считает, что ей несказанно повезло с учебным заведением, работу которого курировала сама Москва. Помимо профессии учителя девушка получила в Красноярске свою вторую специальность – «режиссер культурно-массовых мероприятий». После окончания училища она была направлена в одну из школ Тайшетского района.
Готовясь к урокам, молодая учительница тщательно продумывала наглядные пособия, с помощью которых школьникам легче было бы осваивать пройденное. Театрализованная форма подачи материала пришлась по нраву и ученикам, и коллегам Светланы Викторовны. По ее инициативе в школе была создана театральная студия, где ребята после уроков мастерили кукол, готовили декорации для спектаклей.
– Однажды учитель физики попросил меня и моих третьеклашек поставить для 10 класса спектакль о законе Архимеда, – вспоминает Светлана Руцких. – Я решила, что он шутит, а оказалось – все серьезно. Не помню, сколько времени у нас ушло на подготовку, но спектакль прошел на ура – наш Архимед получился просто замечательным! Кстати, видеозапись той постановки продолжила служить школе как одно из учебных пособий.
Понравилась школьникам и постановка по Салтыкову-Щедрину «Как один мужик двух генералов прокормил», где использовались куклы-марионетки из цельного дерева. Чтобы обогатить постановку, режиссер задействовала технику китайского театра теней. Примечательно то, что в спектакле присутствовали образы самого Салтыкова-Щедрина и его экономки, а еще туда были включены биографические данные знаменитого писателя. Однако всей биографии постановщики заведомо не раскрыли, поэтому заинтригованные школьники вынуждены были изучить ее дома.
В 2000 году, когда в школах начались проблемы с набором детей в начальные классы (сказалось послеперестроечное падение уровня рождаемости), Светлана Руцких решилась на кардинальные перемены – занялась созданием театра кукол. При этом педагогическую деятельность она не оставляла. Ведь все спектакли, которые она с командой единомышленников готовила и продолжает готовить для школьников и детсадовцев, имеют образовательное направление и проходят серьезную педагогическую экспертизу.
Сегодня на счету передвижного театра кукол «Добрый гном» много спектаклей. Среди них восемь авторских сказок, которые руководитель коллектива планирует объединить в книжку. Есть в репертуаре и спектакли для взрослой аудитории. Сценарий к одному такому спектаклю под названием «Бдым» Светлана Руцких нашла в начале 2000-х в одной из сельских библиотек. Поскольку у нее не было возможности переснять или скопировать книжку, ей пришлось несколько вечеров подряд переписывать пьесу в общую тетрадь.
– В нашей работе нет готовых схем, мы постоянно чему-то учимся, придумываем, пробуем, что-то удается с первого раза, а что-то может не получиться. Сложившиеся в нашем деле стереотипы я не ломаю, ведь все новое — это, как известно, хорошо забытое старое. Для нас важно показать своего партнера – куклу – так, чтобы она ожила, заговорила, задвигалась, вызвала ответную реакцию зала. Каждая премьера спектакля всегда волнительна. У нас даже есть термин «ночь перед премьерой», когда мы вдруг начинаем что-то переделывать, переживая, поймет ли нас наш юный зритель? Улыбнется ли?
Вдыхая жизнь в куклы, Светлана, как и ее коллеги по творческому цеху, привязалась к ним. И это объяснимо, ведь в каждую куклу вложена частица души. Поэтому зритель воспринимает куклу как живое существо, действующее и думающее. Когда Светлану Руцких спрашивают, сколько артистов в ее труппе, она улыбаясь отвечает: «Примерно 400». Именно столько кукол «родилось» в «Добром гноме». Со стороны игра взрослых с куклами кажется легкомысленным занятием. Но Светлана Викторовна не согласна с таким утверждением:
– Мы живем работой семь дней в неделю по 24 часа в сутки! Интересно, но иногда самые классные идеи приходят во сне. Работая в театре кукол, я поняла главное: когда по-настоящему любишь эту профессию, ты получаешь большое удовольствие от того, что окунаешься в загадочный мир волшебства, которого так не хватает в реальной жизни...