Во вторник, 20 ноября, в 16 часов дня, когда большинство ангарчан были еще на работе, во Дворце творчества детей и молодежи состоялся необычный спектакль. Здесь странным казалось все – начиная от зрителей (кроме простых любителей театра, в зале сидели люди в темных очках с тросточками, а один мужчина даже пришел с собакой-поводырем) и заканчивая декорациями. Вместо привычных нам сложных сценических нагромождений на сцене стояли только четыре стула и стол. Вокруг них и должно было развернуться действие классической пьесы Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше!»
Режиссер театра «Надежда» Геннадий Марченко сразу объяснил зрителям – актеры, которые сейчас выйдут на сцену, инвалиды по зрению. Но они не сдаются болезни. И поэтому театр живет вот уже 40 лет. А декораций так мало для того, чтобы незрячим было удобно двигаться.
Сегодня в «Надежде» 12 постоянных артистов. Они объехали с гастролями полстраны: побывали в Москве, Улан-Удэ, Красноярске и других крупных и малых городах. В репертуаре в основном классика – Чехов, Островский. Выбор не случаен – у обоих авторов сильное слово. Учитывая то, что играть приходится в основном для инвалидов по зрению, в этом случае текст – основной двигатель сценического действа.
Оригинал пьесы пришлось сократить. По словам Геннадия Ивановича, в варианте Островского пьеса идет около четырех часов. Ни артисты, которые имеют проблемы со здоровьем, ни их зрители такое время высидеть не смогут. Поэтому спектакль «Надежды» уложился всего лишь в 70 минут. Зато каких!
Артистов встречали аплодисментами. А один раз, по режиссерской задумке, зал испытал настоящий ужас. Один из актеров, читая монолог, долго ходил вокруг стула, поставленного у самого края сцены. Когда он все же сел на стул, зал «выдохнул». Но артист решил снова всех провести. И привстал, будто делая шаг вперед...
На самом деле слепые на сцене далеко не беспомощны, как многим кажется. Особенно хорошо им удаются спектакли в собственном зале, при Областной библиотеке для слепых в Иркутске. Там знаком, как говорится, каждый камень. А вот в Ангарске пришлось за час перед спектаклем экстренно привыкать к площадке. Но все прошло успешно.
Двое участников нынешнего спектакля не видят совсем. У остальных – остаточное зрение, при котором человек смутно различает какие-то ориентиры, но с большим трудом. А ведь это сцена, и времени приглядываться нет! Лишь при большом внимании можно увидеть, что один из артистов всегда сопровождает другого (а кажется, так и положено), а также они, будто невзначай, разговаривая и двигаясь, легко задевают стулья (проверяют, в верном ли направлении двигаются).
После спектакля некоторые зрители поинтересовались у труппы – как же учить такой сложный текст, если его не видеть? Оказалось, как и везде. Зубрежкой. На слух и на ощупь. Специально для этого актерам раздают их роль, выбитую шрифтом Брайля. Ну а дальше – репетиции, репетиции и еще раз репетиции. И любовь к театру, без которой никуда!